Комитет против пыток: Вопрос с соблюдением прав человека в учреждениях УФСИН, несмотря на смену руководства, по-прежнему стоит остро

17:19 Комментарии
Реклама на сайте
В пресс-центре «Комсомольской правды» и Orenday состоялась пресс-конференция, посвященная проблеме соблюдения прав человека в местах принудительного содержания.

Ее приурочили к событиям, которые разворачивались в СИЗО № 2 Орска, где в сентябре 2013 года от рук надзирателей погиб молодой человек по имени Владимир Ткачук. Представители региональных Управления федеральной службы исполнения наказаний, Следственного управления СК РФ, прокуратуры и Уполномоченный по правам человека от участия в пресс-конференции отказались, сославшись на занятость и другие факторы

По официальной версии, которую выдвигало руководство учреждения, он якобы погиб в результате падения на него доски. В эту нелепицу не поверили ни другие заключенные, ни его родные, ни правозащитники, ни суд. Чтобы наказать руководство исправительного учреждения, потребовался не один год. К сожалению, несмотря на обвинительный приговор, наказание, которое понесут убийцы, сложно назвать соответствующим тяжести совершенного ими преступления.

Возможно Владимир Ткачук подвергался избиениям неоднократно, однако в суде были исследованы только те доказательства, которые смогли собрать следователи. На протяжении длительного времени (а это почти четыре года) дело о его трагической гибели так и оставалось не раскрытым. Оно прекращалось шесть раз и один - приостанавливалось. И каждый раз юристы межрегиональной общественной организации «Комитет против пыток» обжаловали данные постановления, шаг за шагом продвигаясь к намеченной цели.

Правозащитники обратились в ЕСПЧ, лишь после этого дело сдвинулось с мертвой точки. Летом прошлого года в следственном изоляторе прошли обыски, вскоре были задержаны начальник оперативного отдела Виталий Симоненко и исполняющий на тот момент обязанности начальника учреждения Евгений Шнайдер. На протяжении почти полугода длилось судебное разбирательство. А буквально на днях, 21 марта, Советский районный суд Орска поставил точку в этом деле. Приговор оказался чрезмерно мягким – Шнайдер проведет в колонии всего-навсего два года, Симоненко - четыре.

- Десятки сотрудников этого учреждения знали о совершенном преступлении, но при этом никуда не обращались. Некоторые из них были очевидцами этих преступлений. Этому факту не дали оценку ни федеральная служба исполнения наказаний России, ни прокуратура. - комментирует руководитель Оренбургского отделения МОО «Комитет против пыток» Тимур Рахматулин.

Кроме того, Тимур Рахматулин отметил, что факт отказа от участия в пресс-конференции практически всех приглашенных официальных лиц, включая представителей Следственного комитета, прокуратуры и УФСИН, может свидетельствовать о их неготовности обсуждать проблемы, связанные с нарушением прав человека. Особенно правозащитники удивились тому, что от участия в пресс-конференции отказался Уполномоченный по правам человека Анатолий Чадов, ведь дело погибшего Ткачука по настоящий момент является единственным делом Комитета против пыток, где общественники были услышаны Уполномоченным по правам человека, который в 2014 году составил своё развернутое заключение с критикой действий следователей и УФСИН области, и разослал это заключение в соответствующие органы.

По его словам, изначально расследование дела велось крайне неэффективно. В постановлениях об отказе в возбуждении дела указывалось, что Ткачук телесные повреждения мог причинить сам себе.

- До финишной прямой дело дошло только после того, как Европейский суд по правам человека поставил перед Российской Федерацией вопросы о качестве проведения расследования, - рассказывает Рахматулин.

Надежда Чертовских, мама Владимира Ткачука, рассказала о том, что ей пришлось пережить после смерти сына.

- По дороге в Орск мне позвонил неизвестный человек, который пояснил, что в СИЗО мне расскажут о том, что якобы на сына упала доска, но я не должна им верить – его убили сотрудники учреждения. Он рассказал, что четверо держали его за руки и за ноги, а один топтался по голове, - вспоминает Надежда Чертовских. – Потом он позвонил мне еще раз, сказал, чтобы я не оставляла это дело и довела его до конца. Благодаря правозащитникам, их бескорыстной работе – они не взяли с меня ни копейки – удалось довести дело до конца. Что касается приговора, то я считаю его крайне несправедливым!

Правозащитники считают, что в Оренбуржье права человека не гарантированы никому - об этом свидетельствуют и само произошедшее в Орске убийство молодого человека, и процесс расследования данного уголовного дела, и решение суда.

- Когда закончился этот процесс, никто из представителей прокуратуры, региональной власти лично не высказал свое отношение к происходящему. Я регулярно слежу за новостями. Никто не высказался: «Ах, да, какой ужас! Надо что-то делать». Никто! Это симптом, который доказывает правильность наших выводов – в Оренбургской области права человека не гарантированы никому! – призывает к чести и совести, соблюдению закона юрист «Комитета против пыток Вячеслав Дюндин. - Каждый из уголовных процессов, о которых я говорил, заканчивается частным постановлением в адрес УФСИН. И каждый раз они отвечают «дежурно»: «Да, принимаются меры», «впредь этого не повторится, мы будем над этим работать» и т.д. У нас действительно есть надежда, что подобное впредь не повторится и, я почти уверен, что смена руководства (УФСИН – прим. ред.) произошла, в том числе и благодаря нашей деятельности. Мы вытащили на поверхность то, что было известно руководству УФСИН, но они не думали, что общественность об этом узнает.

Дюндин отметил, что имеет место профессиональная деформация офицеров УИС (уголовно-исправительной системы), которые, по сути, осознавая свою власть, скатываются до вседозволенности.

- Мы были членами Общественно-наблюдательной комиссии третьего созыва по общественному контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания, - отметил Вячеслав Алексеевич. - Именно благодаря нашему участию в этой комиссии фактически мы провели исследование самой системы в части соблюдения прав человека в нашем регионе.

Юристы «Комитета против пыток» намерены обжаловать приговор Евгению Шнайдеру и Виталию Симоненко.

Правозащитники Комитета против пыток также выразили пожелание о том, чтобы губернатор Юрий Берг включил вопрос защиты прав человека в Оренбургской области в свой ежегодный отчет.


№ 45672