Нефтяные скважины в Бузулукском бору охраняют покруче «Искандеров»

18:43 Комментарии Эксклюзив
Реклама на сайте
Корреспондент Orenday побывал в «природной жемчужине» и своими глазами увидел, что происходит там, где уже во втором квартале будущего года нефтяная компания «Новый поток» планирует приступить к добыче "черного золота". Пробная добыча на днях производилась на скважине № 45, расположенной на сельхозугодьях.

Вместе с региональным парламентарием Владимиром Фроловым и руководителем Бузулукского лесничества мы держим курс на скважину № 115, видео с которой на днях облетело просторы Интернета. На нем взору предстает неутешительная картина с горой вырубленных деревьев. Жалко сосны, которым не один десяток лет. Неужели такое будет происходить возле каждой скважины, которых здесь десятки? Оказалось, деревья будут вырубаться не только на площадках у скважин…

Уже на подъезде к бору нас встречает как предупреждение о возможной грозящей экологической катастрофе степной пожар на подступах к так называемому Авдонькиному лесу. Два пожарных расчета тушат возгорание, округу застилают клубы дыма. Слава богу, до «природной жемчужины» отсюда далековато. Но случись подобное в самом Бузулукском бору, страшно даже подумать…

 

Бор рубят, щепки летят

К скважине мы двигаемся, минуя территорию самого национального парка, по одной из тех самых выведенных из его состава площадок, на которых разрешена промышленная добыча нефти. В нескольких метрах от грунтовой дороги на деревьях виднеются красные галочки, обрывки сигнальной ленты. Это нефтяники наметили оговоренное договором 50-метровое расширение дороги, чтобы по уникальному лесу могла проходить большегрузная техника. От существующей дороги будут вырубаться деревья метров по 20 в каждую сторону. Под топор пойдут более 8 тысяч кубов леса!

- В 2012 году было образовано Боровское лесничество как раз под данный нефтяной проект. Сейчас готовится пакет документов о переводе данных земель лесного фонда в промышленные земли. Скоро мы просто помашем им рукой! Не может быть в одном лесном массиве несколько хозяев, - с горечью говорит руководитель Бузулукского лесничества Андрей Иванов. - Первые вырубки начались в прошлом году на Воронцовской ветке, где прорубили дорогу шириной в 35 метров и длиной 9 километров. Это только начало.

Через несколько минут дорога приводит к расчищенной поляне. Сразу замечаю по правую руку среди деревьев небольшое ограждение, за которым скрывается муравейник. А слева - та самая гора бревен, которые еще недавно были благородными раскидистыми и устремляющимися ввысь хвойными деревьями, которым, по свидетельству лесничего, лет 45. Их сажали как раз после того, как в 1971 году все 162 скважины законсервировали, решив, что после произошедшего разлива нефти и пожара добыча здесь крайне опасна.

 

Раньше было нельзя, а теперь можно

Напомним, что история повернулась вспять осенью 2014 года, когда Федеральное агентство по недропользованию объявило тендер на разработку месторождений. В список участков, которые предлагались для добычи нефти, попали и расположенные в Бузулукском бору Гремячевское, Воронцовское и Могутовское месторождения.

В марте 2015 года данный конкурс был отыгран - победителем стала тюменская компания «Новый поток», созданная на базе Антипинского нефтеперерабатывающего завода, советником директора которой является экс-министр экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбуржья Вячеслав Васин. Что примечательно, именно добычей нефти данная компания раньше не занималась, только переработкой. Компания получила данные участки в пользование на ближайшие 20 лет.

Несмотря на отчаянные попытки ученых, общественности и депутатов не допустить нефтяников в бор, вопрос оказался решенным на уровне федерального правительства. Пообещав использовать в работе только современные безопасные для экологии установки и щадящие способы горизонтального бурения, «Новый поток» в Бузулукский бор-таки вошел. При этом Государственная экологическая экспертиза на последствия добычи нефти в бору не проводилась, последний раз ее делали при создании нацпарка.

Главным аргументом чиновников, отдавших часть бора нефтяникам, был тот факт, что старые скважины нужно срочно переконсервировать, иначе «черное золото» под межпластовым давлением начнет выходить на поверхность. Нефтяную компанию как раз и обязали до начала добычи провести все эти мероприятия за свой счет. Они должны были также вложиться в развитие территории и улучшение условий проживания населения в поселках, расположенных в бору. При этом нам обещали, что ни одно дерево не пострадает...

Да и гарантированные инвестиции и налоги тоже не поступают в избытке. Прокуратура уже сообщала, что компания за пользование лесным участком задолжала свыше миллиона рублей. Нефтяники установленные договором с региональным министерством лесного и охотничьего хозяйства суммы арендных платежей в положенные сроки попросту не вносят.

 

Стой, кто идет!?

Если до прошлого года все было тихо-мирно, потому что велись проектно-изыскательские работы, то теперь нефтяники зашевелились уже непосредственно в бору. Деревья возле 115-й скважины на площади более гектара вырублены в рамках заключенного договора Бузулукским лесхозом еще в начале сентября, и до сих пор порядка 150 кубов леса лежат здесь, дожидаясь продажи. А в стороне от бревен виднеется та самая виновница вырубки - переконсервированная скважина. Территория вокруг нее опахана.

- Еще недавно вокруг этой скважины была яма, вода кругом стояла, потому что земля провалилась. Когда нефтяники сюда зашли, все расчистили, залили бетоном, - пояснил лесничий.

Едва мы вышли из машины, нам навстречу сразу направились два бравых сотрудника ЧОПа, они отсняли на мобильники наши удостоверения и поставили перед фактом, что снимать скважину нельзя.

- Вон деревья вокруг - пожалуйста, фотографируйте. Бревна можете, а скважину нет. Это распоряжение начальства, у вас своя работа, у нас своя, - отрезал охранник, загораживая скважину своей широкой спиной. - Это имущество «Нового потока», который нам за его охрану платит. А то сейчас разместите в Интернете фото, напишите, что она представляет опасность!

ЧОПовцы пояснили, что они – так называемая «мобильная группа», которая курсирует между скважинами, чтобы обезопасить их от нашествий вандалов и любителей чермета. Например, 115-я скважина, по рассказам, до консервации представляла собой открытую трубу с нефтью, запорную арматуру кто-то просто украл. Нас охранники не подпустили к скважине «на пушечный выстрел». Особенно это возмутило лесничего, который вообще находился на своей территории.

Если уж сейчас, до начала добычи нефти, здесь все так строго, что будет, когда «черное золото» начнут качать? Обнесут высоким забором и ни один журналист, депутат или общественник не узнают, что там происходит!

Зато мы беспрепятственно смогли подъехать к другой переконсервированной скважине под номером 17, которая пока ничем не прославилась в Интернете, поэтому, видимо, пост охраны здесь не выставлен. Мифы о том, что из старых скважин сочится нефть, напрочь развеялись. По сути, большая чистая, ничем не пахнущая задвижка, обнесенная сеткой-рабицей и предупреждающими об опасности табличками.

По отчету «Нового потока», который компания представила депутатам регионального заксоба, на данный момент из 59 скважин переконсервированы 9 аварийных. На эти цели компания потратила порядка 80 миллионов рублей. И это, пожалуй, все, что сделано нефтяниками за прошедшие два года. Всего же на эти цели они намеревались до середины 2019 года, когда начнется добыча, потратить полмиллиарда рублей. Еще даже далеко не все земельные участки под скважинами переведены из категории земель лесфонда в земли промышленного назначения, пока документы готовы только по Гремячевскому месторождению.

- Мы нефтяникам ежегодно дарим налоговых преференций на 3-4 миллиарда рублей. Их расходы на переконсервацию - капля в море по сравнению с этим. Да и суммы оказались не такими баснословными, как нам рисовали, отдавая участки на торги. Вполне можно было осилить ликвидацию скважин и силами бюджета, - считает депутат Законодательного Собрания Оренбуржья Владимир Фролов. - С приходом нынешнего губернатора Юрия Берга в области уничтожена экологическая служба. Безопасно для природы добывать нефть невозможно, придется утрамбовывать дороги, по которым потом будет курсировать тяжелая техника, завозить вышки, трубопроводы и прочее оборудование. Бузулукский бор ведь существует благодаря наличию нефти под ним. Раньше на этом месте было дно океана, потом образовался многометровый слой песка. За счет пластового давления вся влага поднимается на поверхность, и благодаря этому существует хвойный лес, у которого корневая система не уходит глубоко. В природе все  взаимосвязано: если убрать одно, то мы можем лишиться другого. А что сделали нефтяники взамен? Какие меры безопасности приняли? Чучела животных в нацпарке поставили да две пожарных машины в ближайшую деревню Березовку пригнали?!


№ 53389