Так ее описывал наш предшественник:
Какой роскошный вид открывается на р. Урал с оренбургского бульвара! Чистая синева летнего дня рельефно обрисовывает зелень могучих деревьев Зауральной рощи, густо охваченных листвой, а вдали широко раскинулась необозримая киргизская степь с расходящимися степными дорогами, по которым то там, то сям движутся караваны. Утренняя прохлада, приятно щекотавшая тело, сменилась, наконец, жаром ярко блестящего солнца. На противоположном, левом берегу Урала, заметно движение дачников рощи, а внизу - группы купающихся в реке.
Городской бульвар был высажен при военном губернаторе Петре Эссене в начале 1820 годов, затем в 1857 году при генерал-губернаторе Александре Катенине были проведены глобальные работы по его благоустройству.
С тем учетом, что развлекательная сфера всегда была делом прибыльным, в 1874 году купец Каретников построил над Уралом так называемый деревянный «вокзал». Так называлось помещение, предназначенное для различных увеселительных мероприятий (иначе «вокальный зал»). До 7 вечера бульвар обыкновенно был пуст, и лишь к 8 часам здесь появлялись семьи с детьми, съезжались купцы и офицеры, а в ресторане слышался звон стаканов и говор.
Однако по истечении договора прежнему арендатору в продлении контракта было отказано, и нашелся другой человек, способный содержать бульвар на более выгодных условиях. Им оказался купец Спиридонов, который взялся за строительство полукаменного вокзала. Впоследствии он понял, что необходимо более просторное каменное здание, и в связи с отсутствием для этого средств передал свои обязательства купцу 1-й гильдии Александру Афанасьевичу Белову.
Кем же был этот человек? Современник оставил о Белове такие строки:
Популярность симпатичного, сначала богатого, а под конец жизни разорённого подрядчика вполне заслуженна. Безграмотный крестьянин-собственник прибыл в Оренбург пешком в плотничьей артели с тремя своими братьями. Здоровый, неутомимо трудолюбивый и ловкий по искусству владимирец-плотник Александр (младший из братьев) оказался мастером "первой руки". Про таких плотников народ говорит: "При рубке дома — ему всегда красный угол, за то ему красный угол, что в руках его топор не стучит, не звенит, а поёт..."
(Вечерний Оренбург №12/18 марта 2004 года, «Памятник купцу Белову»)
Действительно, легендарный оренбургский предприниматель был человеком надежным и обладал прекрасными организаторскими способностями, а потому мимо него редко проходили самые крупные городские работы. Вероятно, по этой причине договор об аренде бульвара с Беловым был заключен на ближайшие 30 лет!
Согласно контракту, датированному июнем 1883 года, Белову сданы в аренду «две местности городской земли», а именно: городской бульвар на правом берегу Урала (от памятника Чкалову до Введенского собора) и на левом берегу часть Зауральной рощи. В общей сложности пять тысяч квадратных сажен для обустройства городского досуга. Договор продолжал свое действие до февраля 1913 года, а по его истечении все постройки бесплатно поступали в собственность города.
Вскоре за собственный счет Александр Афанасьевич построил шикарный двухэтажный ресторан с летними террасами и видом на Урал, который получил название «Вокзал Белова». В конце осени 1884 года последовало открытие и зимнего заведения, о чем сообщалось в прессе того времени:
Зимний вокзал на берегу реки Урала для народных гуляний открыт. Вокзал обставлен всеми удобствами, имеет буфет с хорошими, выписанными из-за границы винами и изысканную кухню под управлением опытного повара. При вокзале имеется обширнейший в городе зал, очень удобный для балов, свадебных вечеров, концертов, публичных лекций и тому подобных общественных собраний. При вокзале имеется каток. Ежедневно блины.
Таким образом, ресторан работал круглогодично, в зимнюю пору отапливался и в целом был устроен «на широкую ногу». Наш коллега, корреспондент газеты «Оренбургский листок» оставил любопытное свидетельство того времени:
Чтобы поближе познакомиться со способами затевать скандалы, стоит только российскому гражданину приехать в Оренбург и побывать в нашей пресловутой Беловке. Здесь скандал выглядывает из углов, дверей, со сцены, из бильярдной. Скандалом напитан воздух, и мы удивляемся, почему над входом Беловки не красуется вывеска: «Здесь место пьяное и скандальное. Господа, берегите Ваши физиономии! Вход бесплатный. Кулачная расправа даром. За безобразия допускается кредит. При случае можно щипать хористок...
В течение тридцати лет арендатор обязывался поддерживать в чистоте и порядке не только здание вокзала, но и вверенную ему территорию. А так как пешеходный мост через р. Урал в ту пору был деревянным и на зиму убирался, ежегодно после спада воды Белову приходилось наводить его из собственных материалов. Летом оборудовались купальни с раздевальными помещениями и пункт лодочного проката.
Кроме того у А.А. Белова было множество заводов (кирпичный, изразцовый, алебастро-известковый), свои каменоломни, водокачка и паровая алебастровая мельница. Собственные кузницы, столярные, малярные, тележные и прочие мастерские, а также до 70 упряжек перевозочных средств, свои лесные склады, хлебопекарни и квасоварни. В былые годы в артелях предпринимателя трудилось до 400 оренбуржцев, а попасть к нему было честью.
Белова не стало в январе 1894 года, в 1920 годы был снесен и «Вокзал Белова». Земляки вспоминали его как честного и доброго труженика, и в благодарность навсегда окрестили бульвар Беловкой. С тех пор случались тщетные попытки его переименования, однако другие названия не прижились. Такой знаем и любим Беловку и мы.