Родной город. Как в Оренбурге появилась Беловка

14:14 Комментарии Эксклюзив
Реклама на сайте
Палящее оренбургское солнце и летний зной вынуждали горожан тянуться к Уралу, где в поисках заветной прохлады они проводили свободное время. Таким местом в Оренбурге была и по-прежнему остается Беловка. Выясним, как она появилась и почему получила такое название.

Так ее описывал наш предшественник:

Ка­кой роскошный вид открывается на р. Урал с оренбургского бульвара! Чистая синева летнего дня рельефно обрисовывает зелень могучих деревьев Зауральной рощи, густо охваченных листвой, а вдали широко раскинулась необозримая киргизская степь с расходящимися степ­ными дорогами, по которым то там, то сям дви­жутся караваны. Утренняя прохлада, приятно щекотавшая тело, сменилась, наконец, жаром ярко блестящего солнца. На противоположном, левом берегу Урала, заметно движение дачников рощи, а внизу - группы купающихся в реке.

Городской бульвар был высажен при военном губернаторе Петре Эссене в начале 1820 годов, затем в 1857 году при генерал-губернаторе Александре Катенине были проведены глобальные работы по его благоустройству.

С тем учетом, что развлекательная сфера всегда была де­лом прибыльным, в 1874 году купец Каретников построил над Уралом так называемый деревянный «вокзал». Так называлось помещение, предназначенное для различных увеселительных мероприятий (иначе «вокальный зал»). До 7 вечера бульвар обыкновенно был пуст, и лишь к 8 часам здесь появлялись семьи с детьми, съезжа­лись купцы и офицеры, а в ресторане слышался звон стаканов и говор.

Однако по истечении договора прежнему арендатору в продлении контракта было отказано, и нашелся другой человек, способный со­держать бульвар на более выгодных условиях. Им оказался купец Спиридо­нов, который взялся за строительство полу­каменного вокзала. Впоследствии он понял, что необходимо более просторное каменное здание, и в связи с отсутствием для этого средств передал свои обязательства куп­цу 1-й гильдии Александру Афанасьевичу Белову.

Кем же был этот человек? Современник оставил о Белове такие строки:

Популярность симпатичного, сначала богатого, а под конец жизни разорённого подрядчика вполне заслу­женна. Безграмотный крестьянин-собственник прибыл в Оренбург пешком в плотничьей артели с тремя своими братьями. Здоровый, неутомимо трудолюбивый и ловкий по искусст­ву владимирец-плотник Александр (младший из бра­тьев) оказался мастером "первой руки". Про таких плотников народ говорит: "При рубке дома — ему все­гда красный угол, за то ему красный угол, что в руках его топор не стучит, не звенит, а поёт..."

(Вечерний Оренбург №12/18 марта 2004 года, «Памятник купцу Белову»)

Действительно, легендарный оренбургский предприниматель был человеком надежным и обладал прекрасными организаторскими способностями, а потому мимо него редко проходили самые крупные городские работы. Вероятно, по этой причине дого­вор об аренде бульвара с Беловым был заключен на ближайшие 30 лет!

Согласно контракту, датированному июнем 1883 года, Белову сданы в аренду «две местности городской земли», а именно: городской бульвар на правом берегу Урала (от памятника Чкалову до Введенского собора) и на левом берегу часть Зауральной рощи. В общей сложности пять тысяч квадратных сажен для обустройства городского досуга. Договор продолжал свое действие до февраля 1913 года, а по его истечении все постройки бесплатно поступали в собственность города.

Вскоре за собственный счет Александр Афанасьевич построил шикарный двухэтажный ресторан с летними террасами и видом на Урал, который получил название «Вокзал Белова». В конце осени 1884 года последовало открытие и зимнего заведения, о чем сообщалось в прессе того времени:

Зимний вокзал на берегу реки Урала для народных гуляний открыт. Вокзал обставлен все­ми удобствами, имеет буфет с хорошими, вы­писанными из-за границы винами и изысканную кухню под управлением опытного повара. При вокзале имеется обширнейший в городе зал, очень удобный для балов, свадебных вечеров, концертов, публичных лекций и тому подобных общественных собраний. При вокзале имеется каток. Ежедневно блины.

Таким образом, ресторан работал круглогодично, в зимнюю пору отапливался и в целом был устроен «на широкую ногу». Наш коллега, корреспондент газеты «Оренбур­гский листок» оставил любопытное свидетельство того времени:

Чтобы поближе познакомить­ся со способами затевать скан­далы, стоит только российскому гражданину приехать в Оренбург и побывать в нашей пресловутой  Беловке. Здесь скандал выглядывает из углов, дверей, со сцены, из бильярдной. Скандалом напитан воздух, и мы удивляемся, почему над входом Беловки не красуется вывеска: «Здесь место пьяное и скандальное. Господа, берегите Ваши физио­номии! Вход бесплатный. Кулач­ная расправа даром. За безобра­зия допускается кредит. При слу­чае можно щипать хористок...

В течение тридцати лет арендатор обязывался поддерживать в чистоте и порядке не только здание вокзала, но и вверенную ему территорию. А так как пешеходный мост через р. Урал в ту пору был деревянным и на зиму убирался, ежегодно после спада воды Белову приходилось наводить его из собственных материалов. Летом оборудовались купальни с раздевальными помещениями и пункт лодочного проката.

Кроме того у  А.А. Белова было  множество заводов (кирпичный, изразцовый, алебастро-известковый), свои камено­ломни, водокачка и паровая алебастровая мельница. Собственные кузницы, сто­лярные, малярные, тележные и прочие мастерские, а также до 70 упряжек перевозочных средств, свои лесные склады, хлебопекарни и квасоварни. В былые годы в артелях предпринимателя трудилось до 400 оренбуржцев, а попасть к нему было честью.

Белова не стало в январе 1894 года, в 1920 годы был снесен и «Вокзал Белова». Земляки вспоминали его как честного и доброго труженика, и в благодарность навсегда окрестили бульвар Беловкой. С тех пор случались тщетные попытки его переименования, однако другие названия не прижились. Такой знаем и любим Беловку и мы.


№ 74597