Зная расценки в дорожной отрасли и нескончаемый поток ямочной работы, казалось бы, «Оренбургремдорстрой» - главный подрядчик асфальтовых тендеров в регионе - должен процветать. Не тут-то было…
Мастера на все руки
Учредителем предприятия является Минприроды области, его деятельность курирует региональный Минстрой, но ГУП имеет самостоятельный баланс. Согласно уставу предприятие создано в целях улучшения состояния сети автодорог общего пользования, обеспечения безопасности и бесперебойного движения автотранспорта, выполнения работ по содержанию, строительству, ремонту и реконструкции автодорог и объектов дорожного хозяйства и... для получения прибыли.
Видимо, ради последней «Оренбургремдорстрой» сегодня не только занимается ремонтом и содержанием дорог, искусственных сооружений и объектов социально-культурного назначения на них. Предприятие может осуществлять и такие виды деятельности, как предупреждение и ликвидация последствий ЧС; разработка месторождений и карьеров; транспортно-экспедиционные услуги; операции с ценными бумагами; торговля и внешнеэкономическая деятельность; земляные работы; выращивание зерновых и прочих культур; развод рыбы и пчел. А недавним распоряжением Минприроды области оно может теперь работать даже в области здравоохранения и соцуслуг. В общем, и швец, и жнец...
Техника все старше
В состав предприятия входит 31 обособленное подразделение - в Оренбурге и по области. Причем работают они на имуществе, значительная часть которого была передана в безвозмездное пользование (почти 40 процентов). В последние годы его численность снижается за счет списания устаревшей техники. При этом проверяющие отметили прирост имущества, находящегося в хозяйственном ведении конторы, приобретается оно за счет собственных доходов, главным образом, в кредит.
При этом ГУП не прочь себе позволить дорогие иномарки. Среди техники, взятой в лизинг в 2017 году, числятся два автомобиля «Мерседес-Бенц» стоимостью свыше двух миллионов рублей каждый и «Тойота Альфард» стоимостью более 4,3 миллиона рублей. Дорогостоящие авто переданы Оренбургскому дорожному управлению и, по пояснениям, используются для перевозки сотрудников, поездок инженерно-технических работников и аппарата управления.
Прибыли меньше
Но больше всего в отчете Счетной палаты региона поразил факт убыточности предприятия. Если в 2015 году ГУП получило прибыль в размере 18 279 000 рублей, в 2016-м она была почти 23 миллиона рублей, то в 2017-м положение дел кардинально изменилось. В прошлом году чистый убыток предприятия составил 215,1 миллиона рублей. В это же время растет и задолженность по кредитам с учетом начисленных процентов. Остаток задолженности по ним на 1 января 2018 года - более 1,7 миллиарда рублей.
Дорожная деятельность всегда была прибыльной, а здесь мы видим такие огромные убытки. Это либо неправильное управление предприятием, либо вывод средств через подрядные организации. При всем этом ГУП подконтрольно правительству области. Соответственно, возникают вопросы - куда смотрит учредитель, - высказала свою позицию депутат Законодательного Собрания Оренбуржья Оксана Набатчикова.
Коэффициент абсолютной ликвидности (показывает, какую часть текущей краткосрочной задолженности организация может погасить за счет имеющихся финансов) соответствует норме лишь в 2015 году. Два последующих года он оказался ниже рекомендуемых, что свидетельствует о недостаточности имеющихся у предприятия денежных средств для покрытия задолженности.
Организация все больше зависит от заемных средств, ее финансовое положение становится все плачевнее, - делают вывод проверяющие Счетной палаты. - Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами не соответствует нормативному значению, что говорит о вероятности признания предприятия неплатежеспособным в анализируемом периоде. Финансовая устойчивость предприятия минимальна.
Если в 2015 году рентабельными (свыше 20 процентов от продаж) считались Оренбургское дорожное управление (рентабельность - 290 процентов) и 14 филиалов, то в 2016-м их число сократилось до трех (рентабельность ОДУ - уже 50 процентов). В 2017 году рентабельных филиалов нет вовсе.
Это происходит из-за заключения предприятием госконтрактов, заведомо не предусматривающих получение прибыли, повышения цен на дорожно-строительные материалы и тарифа на железнодорожные перевозки. Значительную часть средств отнимают арендные платежи (из-за износа техники и необходимости модернизации парка заключены договоры финансовой аренды, платежи по ним составили 236 миллионов рублей), - пояснили в ГУП «Оренбургремдорстрой».
Кстати, сумма штрафов в минувшем году тоже огромна - 12 598 660 рублей. Здесь штрафы за нарушение антимонопольного законодательства, нарушение сроков выполнения работ, возмещение исков по ДТП, пени в налоговую инспекцию, фонд Соцстраха и Пенсионный.
Множество нарушений выявлено и в отделе, отвечающем за госзакупки. Например, в контрактной службе трудится работник, не имеющий высшего или дополнительного профессионального образования. Руководителем контрактной службы не распределяются обязанности между работниками. В должностных инструкциях работников отдела торгов отсутствуют функциональные обязанности, связанные с осуществлением закупок, они закреплены за ними лишь частично, отсутствует персональная ответственность работников. Приказов об утверждении плана закупок и внесении изменений в него на бумажном носителе нет.