История «малиновой реки» по-сакмарски

13:44 Комментарии
Реклама на сайте
Оренбуржцы обсуждают очередное видео, отснятое и выложенное в сеть активистами, у которых возникли сомнения в законности деятельности с отходами бурения и нефтесодержащими отходами на территории песчаного карьера в Сакмарском районе.
Фото/Видео: стоп-кадр

Еще в 2006 году рядом со станцией «Сакмарская» был построен нефтеналивной комплекс. Один за другим возводились объекты, связанные с добычей и транспортировкой нефти в Сакмарском районе. Такое соседство дает о себе знать не лучшим образом: жители близлежащих сел жалуются на зловоние, пыль, ухудшение самочувствия, отмечают рост числа онкобольных

Ко всему прочему добавляются разбитые дороги. Чего только стоит разрушающийся под тяжестью нефтевозов мост через Сакмару.

На этом фоне удручают сообщения о возбуждении уголовных дел в отношении оборотней в погонах, крышевавших нефтевозы, которые ездили с превышением допустимой массы: в помещениях ООО ЛК «Транс-Ойл» и АО «Преображенскнефть» найдены контакты правоохранителей, записи о том, что сотрудникам ОГИБДД ОМВД России по Сакмарскому району ежемесячно перечислялись различные суммы…

Нефтешлам есть, а его хранения нет

Недавно в Сети появилась видеозапись, на которой оренбургский активист рассказывает о своих опасениях, возникших по поводу складирования нефтешлама на территории песчаного карьера, расположенного в четырех километрах от села Архиповка Сакмарского района.

Мы решили разобраться, что же там происходит. По словам автора видео, на территорию песчаного карьера, расположенного неподалеку от села Архиповка Сакмарского района, «начали завозить отходы после нефтедобычи, имеющие разные классы опасности».

Как оказалось, эта информация действительности мало соответствует, и повода для беспокойства сельчанам, проживающим неподалеку, нет: как следует из документации, оказавшейся в распоряжении редакции, сюда вывозят буровые отходы, которые относятся к категории малоопасных, т.е. не угрожают жизни и здоровью ни людей, ни животных, а также не наносят вред природе (например, к такому же классу опасности относятся отходы жизнедеятельности крупного рогатого скота (навоз)).

Захоронения нефтешлама здесь не делают. Идет только временное накопление отходов, на что есть лицензия. Используется технология перемешивания с грунтом. Но и на эту технологию есть госэкспертиза, есть регламент, где прописано, каким образом происходит данный процесс.

На сегодняшний день допустимо, что, если нефтепродуктов в вывозимых отходах не более 10%, то их можно перемешивать с песком, с цементом, получая в итоге вторичный продукт. Далее проводится лабораторный контроль (аккредитованной и независимой лабораторией). Только после этого вторичный продукт, если признан не опасным, может передаваться заказчику: его используют, например, при строительстве дорог в качестве нижней подложки и для рекультивации нарушенных земель.

С учетом того, что данная площадка находится на песчаном карьере, должна быть государственная экологическая экспертиза, которая подразумевает проект рекультивации карьера. Проект рекультивации под собой подразумевает строительство целого комплекса мер по непопаданию вредных веществ в грунт и, как следствие, в грунтовые воды. Один из сотни пунктов строго регламентирует укладку защитного материала под площадкой переработки, а также под самой площадкой захоронения, либо самой площадкой рекультивации, - переживает автор видео за то, что сквозь песок опасные вещества могут просочиться в недра земли, попав в грунтовые воды.

Во-первых, рекультивацией на территории карьера сейчас не занимаются. Во-вторых, еще до начала работы с отходами на площадки, куда их вывозят, сделали «глиняный замок», завезли 30 000 кубов глины. Также были прокопаны ливневые каналы, вода из которых скапливается в специальных резервуарах, расположенных по углам: они не позволят этой воде уйти в грунт. Грунтовые воды здесь расположены на глубине порядка 80 метров (отметим, по СанПИНу уровень залегания грунтовых вод должен быть не менее двух метров).

Шлам размещается только на одной площадке (на территории песчаного карьера). Земля, на которой все это находится, относится к землям промышленности. У земельного участка, находящегося неподалеку от озер, действительно, сельскохозяйственного назначенье. Вот только шлам на нем никто не складирует: с 2017 года идет активная рекультивация этого отработанного участка землей. 

Сейчас здесь увеличивают площадь плодородного слоя.

Далее автор видео обращается к чиновникам, «несущим ответственность за это, так как они давали клятву народу на верность, а не районным элитам и личным интересам». Почему же перетупить через закон и интересы простых людей не побоялись ни первые, ни вторые?

Здесь был расчет на то, что правда не станет известна общественности. Я очень сильно был удивлен методам охраны и защиты этого токсичного объекта: вооруженный ЧОП по периметру, мобильные группы службы безопасности, которые патрулируют даже за пределами объекта. А главное – это средства технической защиты от квадрокоптеров. Вот и получается, что весь расчет на то, что информация не станет известна общественности, - поясняют в компании, которая работает на территории карьера.

Как оказалось, карьер действительно охраняют сотрудники ЧОПа. Правда, всего в составе двух человек, задача которых – охранять технику для разработки карьеры, стоимость которой исчисляется миллионами. Есть автомобиль для объезда. Да и если бы здесь были средства защиты от квадрокомптеров, удалось ли бы тогда автору беспрепятственно снять это видео? По словам работников песчаного карьера, они без проблем смогли бы продемонстрировать работу карьера и процесс переработки привозимых сюда отходов. Однако, за разъяснениями к сотрудникам карьера либо компании, занимающейся транспортировкой и утилизацией отходов, никто не обращался.

Я с уверенностью заявляю, что спустя год-два переволоцкий полигон покажется детской шалостью.

Но в отличие от Переволоцкого, в Сакмарском районе вокруг - озера и родники. Кто-то покупает себе элитную недвижимость и красивую жизнь за границей, оставляя после себя очереди в разрушенной больнице, - звучит в видеоролике.

 

Возникшая ситуация, когда происходящее трактуется экологической катастрофой, очень уж нам напомнил ситуацию с «малиновой рекой» в Ташлинском районе. Людей взбудоражило видео, снятое некими экологами, утверждавшими, что «благодаря» нефтяникам река (по факту – стометровая балка, которая обычно затапливается при паводке) внезапно приобрела необычный ярко-розовый окрас.

Экологи ГБУ «Экологическая служба Оренбургской области», которые проводили лабораторное исследование воды, заявили, что «это - не природное явление и не следствие работы промышленных предприятий». Просто кто-то добавил в воду большое количество марганцовки.

Дальше уже работа органов прокуратуры, сейчас еще процесс разбирательства проходит – как туда попала эта марганцовка, - отметили в экологи ГБУ «Экологическая служба Оренбургской области».

Заинтересуются ли представители правоохранительных органов еще одним провокационным видео?..

В настоящее время стороны, пострадавшие от провокационных сообщений, решают вопрос о начале судебных разбирательств. Ведь за клевету грозит уголовная ответственность.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Оренбургские экологи раскрыли загадку малиновой реки

«Онкология даже у детей»: Жители Сакмарского района – о соседстве с нефтеналивным комплексом

До аварийного моста через Сакмару у поселка Красный Коммунар никому нет дела

Жители Красного Коммунара боятся остаться без моста через Сакмару

Житель Красного Коммунара пожаловался в прокуратуру на аварийность моста через Сакмару

Оренбургские оборотни в погонах пытались набить карманы миллионами

Оренбуржец рассказал об источнике ужасного запаха в Переволоцком

В Минприроды Оренбуржья заявили, что свалку под поселком Переволоцкий необходимо рекультивировать


№ 64226