Когда скрывать нечего, даже предписаний для проверки не требуется
Первым делом прогулялись по «Армаде».
Запасные выходы открыты, огнетушители имеются, правда, не все промаркированы. Отчего непонятно, когда их в последний раз проверяли на работоспособность (к слову, ни на одной торговой точке, из проверенных нами, промаркированных огнетушителей не нашлось).
В штыки нас приняли в «Медиамаркте». Управляющий торговым залом сначала категорически отказывался что-либо показывать. Сотрудники центра не знали, куда ведут запасные выходы. После некоторых пререканий, управляющий таки показал пожарные гидранты.
- А огнетушители? – поинтересовались мы.
- Там, в служебных помещениях, - махнул рукой сотрудник.
- Так они должны быть и в общем зале, - замечаем.
- Скажу «безопасникам» - сделают, - прозвучало обещание.
В ресторане «Пряный барашек», где, между прочим, некоторые блюда подаются на углях, также не нашлось ни одного огнетушителя в зале (при том, что на схеме эвакуации их должно было быть четыре). Мало того, администратор минут десять искала хоть один огнетушитель где-то в глубине служебных помещений, и тот оказался без соответствующей маркировки. Бармен подсказал, что где-то на складе должен быть второй.
В «Кинофреше» мы даже не успели рот открыть, как Андрей, инженер по безопасности, сразу выпалил: «Выбирайте любой зал! Всё покажу».
И показал. Подсвеченные эвакуационные выходы. В каждом зале по четыре выхода, включая основные, по два огнетушителя, со свежими пломбами о прошедшей проверке. Кстати, стоят они у экранов и тоже подсвечиваются. Это кроме основных гидрантов. Попытки застать персонал врасплох на знание инструкции на случай ЧП результатов не дали - знают, кто за что отвечает. Остается надеятся, что если, не дай-то Бог, что-то случится, в панике ничего не забудут.
В запасе здесь также имеются фонарики. Каждый посетитель на учёте контролёров. Отдельно отмечаются дети в возрасте до пяти лет. То есть, сотрудники обязаны быть в курсе, сколько человек у них в залах и сколько в их числе малолетних детей.
- Пойдёмте, пойдёмте. Всё проверяйте, - Андрей водил нас по всем выходам. - Вот смотрите - изнутри дверь свободно открывается. Снаружи она тоже закрывается – это антивандальная мера, чтоб хулиганы не забегали. Но изнутри её абсолютно свободно может открыть даже ребёнок. А в случае аварийной ситуации отключается электроэнергия, и загораются аварийные светильники в зале. У них автономное питание. Здесь всё будет видно. Поверхности сделаны из негорючего материала. Расчёт противопожарных рисков делался в 2014 году. Что касается электропроводки вот «Отчёт контроля изоляции», делался в 2017 году.
Андрей без всяких просьб выкладывал перед нами на стол один за другим документы о проверках, в том числе датированных февралем 2018 года.
- Мы постоянно проводим тренинги с сотрудниками. Вот, смотрите - в журнале всё это учитывается. 7 марта проводили общее собрание с сотрудниками по пожарной безопасности. Раз в месяц проводим общий инструктаж и выборочно по сменам - два-три раза в неделю, - рассказывает провожатый.
Отправляемся в торговый центр «Чайка», что на пр. Гагарина. В «Перекрёстке» первая попавшаяся сотрудница отчеканила без запинки, где какие выходы и куда выходят. Нам показали, какие двери и где стоят. Здесь они противопожарные, с огнестойкими иллюминаторами и специальными прокладками, которые не позволят дыму проникать сквозь эту дверь. Да и огонь она довольно долго сможет выдерживать.
- По нормам все эвакуационные выходы должны легко открываться изнутри, - рассказал Алексей, заместитель директора. - Ключи, хранящиеся у кого-либо и где-то – это запрещено. У нас центр трёхэтажный. С каждого этажа, по нормам, должно быть не менее двух эвакуационных выходов. И человек, находясь в помещении, должен легко видеть эти выходы. Все двери имеют определённую ширину - 120 сантиметров. Ещё у нас своя насосная система. Если в городской системе водоснабжения окажется недостаточное давление, то наши насосы сами высосут столько воды, сколько потребуется. Оборудование дорогостоящее, но необходимое. Вся электропроводка огнеустойчивая – километры кабеля переложили. Мы даже радуемся поверкам и всегда просим горожан подсказать, что у нас не так, чтобы мы исправили. А инспектора при этом удивляются.
На всех путях эвакуации – аварийные светильники с автоматическим электропитанием. У охраны также комплект фонариков и противогазов. Каждое помещение под видеонаблюдением. И в арсенале чисто в целях безопасности припасено с десяток дополнительных огнетушителей рядом с помещением охраны. На всякий случай. И это, на наш взгляд, правильно.
«Каменный мешок»
Целым приключением оказалось посещение кинотеатра «Космос».
Это своеобразный каменный мешок под землёй. Скажет откровенно: случись что, из кинозала в полном мраке выбраться будет нереально - просто не видно, куда бежать. Благо, контролёр стал нашим проводником. Он же показал эвакуационный выход, который закрыт на ключ. И в тот самый момент, пока мы пытались понять – а как же выйти, снаружи подошёл охранник и попытался открыть эту самую дверь своим ключом. Не получилось. Этот момент нам удалось запечатлеть на видео.
Вскоре к нам подошли три мужчины, представители администрации.
- У кого ключи? - поинтересовались мы.
- У охраны.
- А как эти выходы будут открывать охранники, если они находятся в основном здании наверху? Как выводить людей? Он будет бегать и открывать?
- Да, пробежит и откроет.
- Почему ключей нет здесь, у контролёров? Они здесь будут, в эпицентре. Они будут обязаны помогать людям выйти! На них ляжет основная ответственность по эвакуации. Или кто за это у вас отвечает?
- У нас у каждого зала стоит контролёр. Он и помогает.
- У него нет ключей!
- А зачем? В случае срабатывания сигнализации, охранник всё бросает и бежит открывать двери. Или вы предлагаете нам эти двери открытыми держать?! У контролёров есть рации - они сообщат охране.
Бесполезно было объяснять, что в экстренных случаях на эти манипуляции элементарно может не хватить времени…
Возникли вопросы и к одной из дверей, ведущей из кинозала к эвакуационному пути. Её взрослому-то не просто открыть, что про детей говорить? Спросили про это у администраторов. Ответ изумил:
- В случае возникновения пожара, её вообще не откроешь! Потому что срабатывает дымоудаление – её толпой пробовали открыть и не смогли.
- Так это же неправильно!
- Как это неправильно? Наоборот – отсекается зона!
- А как людям выходить?
- Когда дымоудаление отработает, тогда люди спокойно выйдут.
- Почему аварийные выходы не обозначены? Непонятно куда бежать…
- Они загораются в случае аварийной ситуации. А сейчас не горят, потому что создают блики на экраны.
- Огнетушителей почему в зале нет?
- Огнетушители должны стоять слева и справа от экранов, - опрометчиво ляпнул один из наших собеседников.
- Их нет!
- Должны огнетушители быть? – смеётся второй администратор.
Спор с администрацией «Космоса» мог продолжаться до бесконечности. Нас здесь обвинили в нагнетании обстановки, продемонстрировав полную некомпетентность и неготовность к ЧП, подобным Кемерово.
А В ЭТО ВРЕМЯ
- Накануне я была в торговом комплексе «КИТ» со своими внуками, - рассказала нам оренбурженка Татьяна Курбатова. - Так там почти такая же система, как и в ТК «Зимняя вишня», который сгорел в Кемерово! Детский батутный комплекс расположен под самой крышей! Что же я увидела своими глазами? Только два узких эскалатора, которые поднимают людей вверх и вниз. И ни одного эвакуационного выхода. Ходили с подругой и малыми ребятишками, блуждали. Искали входы и выходы в закоулках.
Мы побывали в указанном торговом комплексе. Эскалаторы работают. Дети на батутах прыгают. Мамы, папы, дедушки и бабушки платят за удовольствие ребятни. Разобраться с непривычки, куда же идти, непонятно. Потому ориентируемся по людям, которые, видимо, уже успели навести здесь разведку.
Где же эвакуационный выход? Ищем заветную дверь, как в сказке про «Золотой ключик».
Слева от нас сетка-ограждение батута. Дети весело прыгают, взлетая чуть ли не под самый потолок. Справа - коридор. Впереди – похоже, тупик. Сам не разберешься. Обращаемся к администратору.
- На этом этаже пять эвакуационных выходов, из них три расположены в зоне батутного зала, - быстро поясняет она. – Все сотрудники знают, где они расположены и как действовать при чрезвычайной ситуации. Идемте, покажу.
Один запасной выход в том самом «тупике» замеченном нами ранее, он выходит на улицу. Второй – в отводном коридоре, около служебной раздевалки. Третий - за кулисами арены. Однако доступа к ним нет. Девушка поясняет, что замки не открываются, потому что магнитные. Открывает их магнитный ключ-карточка, как во многих административных зданиях. И – внимание! – открываются они автоматически при угрозе пожара.
В общем, перед нами двери не открыли. Но настояли: случись беда, никто не растеряется.