Оренбуржцы пошли в суд требовать возврата переплаты за тепло

Комментарии Эксклюзив
Реклама на сайте
Сегодня в Ленинский райсуд Оренбурга поступил первый коллективный иск от жителей новостроек Северо-Восточного жилого района. Люди требуют вернуть им переплаченные с 2016 года деньги за отопление.

Дело в том, что еще в июле Федеральная антимонопольная служба рассмотрела материалы плановой выездной проверки в отношении Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства в области госрегулирования тарифов в сфере теплоснабжения. Как было установлено, Департамент при установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям филиала «Оренбургский» ПАО «Т Плюс», на 2016 - 2018 годы вложил расходы, которые экономически не были обоснованы.

На эту трехлетку были утверждены следующие тарифы на тепловую энергию с учетом индексации: на 2016 год - 1 168,74 руб./Гкал, 2017 год - 1 233,42 руб./Гкал и 2018 год - 1 274,39 руб./Гкал. Пересмотреть установленные тарифы на тепловую энергию было предписано до 1 сентября 2019 года.

Горожане по вопросу возврата ранее уплаченных по завышенному тарифу сумм уже обращались в областную прокуратуру, но та не нашла оснований для защиты граждан, поэтому они и пошли в суд. Коллективное исковое заявление уже подписали более 20 человек, которых поддерживает депутат Оренбургского городского Совета Денис Батурин, его юристы готовы по доверенности представлять интересы жителей в суде.

Заявители требуют признать тарифы на отопление, установленные на 2016-2018 годы, недействительными и пересмотреть их. А уж обращение за перерасчетом будет следующим судебным шагом. Причем все другие оренбуржцы, тоже пожелавшие подписаться под коллективным заявлением, могут присоединиться к нему в любой момент. Единственные расходы, которые лягут на тех, кто пожелает тоже судиться, могут быть связаны с оформлением нотариальной доверенности на представительство их интересов в суде.

О чем же конкретно говорится в заключении УФАС

В соответствии с правилами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 года, экспертное заключение органа регулирования должно содержать анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат. Но в нарушение вышеуказанного положения в экспертном заключении Департамента отсутствует информация по статьям расходов, не представлены пояснения экспертов относительно их экономической обоснованности, а также пояснения относительно отклонений от заявленных организацией расходов, отсутствует анализ отклонений от заявленных регулируемой организацией.

ФАС России были проанализированы материалы тарифных дел за 2016, 2017,2018 годы на предмет их экономической обоснованности и установлено, что в оплату в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включены в том числе и расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам, заключенным со сторонними организациями или ИП, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных, которые определяются исходя из плановых значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг).

Департаментом же на 2016 год учтены расходы на оплату иных работ и услуг в размере 520 435 740 рублей, в том числе расходы на оплату услуг связи - 10 875 170 рублей, оплату вневедомственной охраны - 44 108 390 рублей, оплату коммунальных услуг - 7 979 750 рублей, оплату юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг - 57 569 280 рублей, оплату других работ и услуг - 399 903 150 рублей.

В возражениях Департамента на акт проверки ФАС России частично представлена расшифровка учтенных затрат с отсылками к обосновывающим документам. Департамент поясняет, что ввиду значительного объема материалов, используемых регулируемой организацией при осуществлении операционной деятельности, документы, подтверждающие фактические расходы, представляются в полном объеме, но проверку проходят выборочно.

Департамент в тарифе учел расходы централизованной бухгалтерии, при этом не указано конкретное значение данных затрат. Согласно штатному расписанию в регулируемой организации не предусмотрено подразделение, занимающееся ведением бухучета. При этом не приведен сравнительный анализ, отражающий преимущество ведения бухгалтерского учета сторонней аутсерсинговой организацией перед наличием специализированного подразделения, предусмотренного штатным расписанием. Кроме того, ФАС России отмечает отсутствие обоснованности цены указанного договора, не представлены документы, подтверждающие проведение конкретных закупочных мероприятий, не приведен сравнительный анализ цен на аналогичные услуги другими сторонними организациями.

Кроме того, в обоснование расходов по договору на услуги по уборке помещений СТЭЦ Департаментом не представлено пояснений, подтверждающих преимущество выполнения услуг по уборке помещений сторонней организацией перед наличием в штате регулируемой организации собственного персонала, выполняющего аналогичные функции, принимая во внимание, что согласно штатному расписанию, например, на Орской ТЭЦ предусмотрены штатные единицы - уборщики территории 1 разряда.

По договору на услуги аварийно-спасательных формирований Департаментом не предоставлены пояснения обоснованности и необходимости оказания данных услуг.

Таким образом, из учтенных на 2016 год Департаментом расходов на оплату других работ и услуг в размере 399 903 150 рублей можно признать экономически обоснованными при проведении дополнительного анализа лишь расходы на энергосбытовую деятельность в размере 202 530 750 рублей, а также расходы на услуги по проведению медосмотров и услуги по пожарной охране.

То же самое касается и двух последующих годов.

На основании вышеизложенного, за 2016-2018 годы из статьи расходов на оплату иных работ и услуг подлежат исключению расходы в размере 483 108 830 рублей.

Исключению из состава расходов подлежат и расходы на аренду в размере 498 922 930 рублей, в том числе: 166 252 800 рублей за 2016 год; 166 630 160 рублей за 2017 год; 166 039 970 рублей за 2018 год.

Не устроили ФАС и расходы по сомнительным долгам, принятые органом регулирования при установлении тарифов на три года, в размере 298 678 090 рублей, которые подлежат дополнительному экономическому обоснованию и анализу.

УФАС, таким образом, предписал признать Департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов нарушившим пункты Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ, Правил регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ, при установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям филиала «Оренбургский» ПАО «Т Плюс» на 2016-2018 годы.

В соответствии с этим орган исполнительной власти Оренбуржья в области госрегулирования тарифов в сфере теплоснабжения в срок до 1 сентября 2019 года должен был устранить нарушения законодательства, а именно, исключить из состава необходимой валовой выручки тарифов филиала «Оренбургский» ПАО «Т Плюс» за 2016 - 2018 годы расходы на оплату иных работ и услуг в размере 483 108 830 рублей. Включению же, напротив, подлежали расходы по договорам на услуги по проведению медосмотров и пожарной охране.

Из состава затрат по статье «Другие расходы» за 2016 - 2018 годы должны быть исключены также расходы, учтенные за счет перекрестного субсидирования затрат между электрической и тепловой энергией, в размере 950 521 080 рублей.

Исключить из состава необходимой валовой выручки тарифов филиала «Оренбургский» ПАО «Т Плюс» за 2016-2018 годы следовало также расходы по статье затрат «Арендная плата» в размере 498 922 930 рублей.

Подписывайтесь на нашу группу в Telegram.

 

№ 66610