Семьи погибших оренбургских воинов через суд добиваются доплат

19:21 Комментарии
Реклама на сайте
Сегодня в Ленинском суде Оренбурга рассматривался коллективный иск членов семей 11 военнослужащих, погибших в Чечне при выполнении боевых задач. Дело в том, что Минобороны отказало землякам в доплате к пенсии по случаю потери кормильца.

20-летний лейтенант-десантник Лев Таикешев героически погиб в декабре 1995 года в Чечне. Выпускник Коломенского военного училища, а когда-то оренбургской школы № 44, он попал по распределению в десантную бригаду поселка Кушкуль. Оттуда в составе сформированной группы его командировали в Чечню.

- Сын мог отказаться ехать, так как только окончил училище, но не посмел этого сделать. В группе он был старшим, поэтому перед отправкой обещал матерям других солдат, что с их детьми ничего не случится. Так оно и вышло: из той командировки не вернулся он один, - в воспоминаниях Зинаиды Таикешевой, матери Льва, сын навсегда останется самым лучшим, как, собственно, и все ее четверо детей.

Когда подразделение нашего земляка стояло в горах, их начали обстреливать. Чтобы шальная пуля не угодила в друга - офицера, у которого на днях должен был появиться на свет сын, он прикрыл его собой. Ранение в голову оказалось смертельным. Вертолет в срочном порядке доставил впавшего в кому бойца в госпиталь Грозного. Врачи десять часов боролись за его жизнь, но тщетно… Посмертно парень был награжден Орденом мужества.

Сразу после похорон старшая дочь Таикешевых, в то время учившаяся в медакадемии, подала рапорт о зачислении в ту же бригаду, в которой служил брат. Вот такие они… Таикешевы! Между тем государство отказало супругам, воспитавшим таких замечательных детей, в элементарном - надбавке к пенсии по потере кормильца. И в этой своей беде Таикешевы, как оказалось, не одиноки. Сегодня Ленинский суд рассмотрел коллективный иск в защиту аж 18 членов семей погибших в разные годы в горячих точках 11 военнослужащих.

- По закону всем им положена 32-процентная прибавка к пенсии по случаю потери кормильца. Это касается всех членов семей ветеранов боевых действий, проходивших службу по контракту или в офицерском звании. В числе заявителей, обратившихся за бесплатной правовой помощью в фонд «Право Матери» - родители, вдовы погибших. Федеральная выплата им должна назначаться автоматически, как только человек достиг пенсионного возраста. Однако военный комиссариат им в этом отказывает, несмотря на то, что еще в 2012 году проиграл нам аналогичный суд, - пояснила юрист фонда «Право Матери» Анна Мукасеева. - Поэтому нам приходится инициировать иски в суд, которые мы в большинстве случаев выигрываем. Кроме того, теперь Верховный Суд постановил, что человек должен сам обратиться за назначением доплаты в военный комиссариат своего региона, а многие люди этого просто не знают - без юриста им очень сложно отстоять свои права.

В прошлом году в защиту прав родственников погибших военнослужащих фонд провел 85 судебных процессов (в 150 заседаниях) в 27 городах России, 70 процентов из уже завершенных дел сразу закончились положительно. В 2013-м году из 90 судов положительные решения были вынесены в 75 процентах случаев. Аналогичный коллективный иск (от шестерых членов семей четырех погибших военнослужащих) фонда «Право Матери» в Ленинском суде Оренбурга рассматривался в декабре 2012 года. А вообще, подобные процессы фонд «Право Матери» инициирует, начиная с 2006-го года.

Что примечательно, сегодня справедливости в оренбургском суде юристы фонда добились для пятерых членов семей трех погибших ветеранов (помимо родителей Льва Таикешева повышенную пенсию теперь будут получать родители скончавшегося в Чечне в 1995-м году командира зенитно-ракетного взвода Олега Болотова и мама снайпера Сергея Иванова, погибшего в 2000-м году). В целом по иску военные должны будут погасить перед ними долг в более чем 150 000 рублей. В отношении же других истцов решение не было принято из-за военкомата, представитель которого не явился сегодня на заседание с необходимыми пенсионными делами, хотя был уведомлен должным образом. К тому же суд находится от комиссариата всего в нескольких кварталах. Так что столичному юристу, чтобы представлять интересы оренбуржцев в суде, придется прилететь на заседание еще раз - 1 июня.

Своего рассмотрения дожидаются исковые требования от имени тринадцати членов семей восьми погибших ветеранов боевых действий: Валентины Аржановой (матери Алексея
Аржанова), Натальи Ермаковой (вдовы Валерия Ермакова), Надежды Кирилловой (матери Максима Кириллова), Владимира и Валентины Кузиных (родителей Валерия Кузина), Анны Лоховой (матери Александра Лохова), Веры, Антонины и Натальи Миколишиных (матери, вдовы и дочери Юрия Миколишина), Надежды и Анатолия Раевских (родителей Константина Раевского), Нины и Николая Яровых (родителей Василия Ярового).


№ 15086