Главная / Архив новостей / Новостная лента

Александр Реймер строил кабинет в 1000 квадратных метров

Реклама на сайте
Кроме всего прочего, при рабочем месте экс-начальника всех тюрем России, должны были сделать массажный кабинет и джакузи.

Сотрудники его ведомства уверены, что эти аферы - только вершина айсберга злоупотреблений [расследование "КП" - http://www.msk.kp.ru/daily/26363/3245431/]

 

ПРОГУЛКИ С ХОРОШАВИНЫМ

Удивительное дело видеть экс-главу Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), целого генерал-полковника юстиции за решеткой. Такого в истории России еще не было. Но факт: Александр Реймер обживается один в двухместной камере в «Лефортово». Там, на 10 квадратных метрах помещается все, что нужно обычному человеку: кровать, тумбочка, стол, стул, перегородка за которой скрыт туалет и раковина, на стене даже есть небольшой телевизор. Есть в камере и окно. Оно не для наблюдений за погодой, а для вентиляции: высоко и закрыто стальной решеткой. Раз в день конвоир выгуливает генерала в тесном внутреннем дворе изолятора. Около часа он ходит по кругу рядом с губернатором Сахалинской области Александром Хорошавиным, украинской летчицей-наводчицей Надеждой Савченко...

Питание каждому заключенному в «Лефортово» назначает врач, но на диете никто не сидит. Для всех к завтраку подают кашу, йогурт, чай или молоко. На обед овощной салат, огурцы, рыба и картошка, а на ужин бывает запеканка. К заключенным конвоиры обращаются исключительно на «Вы», и по имени-отчеству. Так за что именно посадили Александра Реймера?

ЖАДНОСТЬ В ШЕСТИКРАТНОМ РАЗМЕРЕ

В июне 2012 года президент своим Указом освободил Реймера от должности директора ФСИН, но всего под подозрением он ходил четыре года...

- Реймер обвиняется в том, что в 2010-2012 годах мошенническим путем с соучастниками похитил более 2,7 миллиарда рублей, которые были выделены ФСИН из бюджета на системы контроля, то есть «электронные браслеты», - рассказал «КП» представитель Следственного комитета (СК) Владимир Маркин. - Закупка браслетов шла по ценам, завышенным в несколько раз. Стационарная часть системы слежения стоимостью 19 тысяч рублей закупалась за 108 тысяч, а мобильная часть - сам «электронный браслет» - вместо тех же 19 тысяч рублей - брали по 128 тысяч. В 6 раз дороже!

- У следствия есть доказательства?

- Безусловно. Товароведческая экспертиза подтвердила, что на рынке имелись аналогичные товары, и красная цена им была - 19 тысяч рублей. Бухгалтерская экспертиза показала, что реально на эти браслеты сумма была потрачена гораздо меньшая. И вот как раз разницу в 2,7 миллиарда рублей участники этой преступной группы похитили и обналичивали через подставные фирмы.

- Как себя ведут обвиняемые?

- Трое дают показания, один молчит. В интересах следствия не могу сказать кто именно отказался давать показания, но не Реймер.

- Что им грозит?

- По части 4 статьи 159 Уголовного кодекса - это мошенничество в особо крупном размере, совершенное организованной группой - до 10 лет лишения свободы.

- Сколько обвиняемых по делу, где они находятся, не мешают ли следствию?

- Александр Реймер, директор ФГУП «Центр информационно-технического обеспечения и связи» (ЦИТОС ФСИН) Виктор Определенов и гендиректор коммерческой организации «Мета» Николай Мартынов сидят в разных камерах «Лефортово». Еще один - замдиректора ФСИН генерал-майор Николай Криволапов (отстранен от должности в феврале 2013-го - Авт.) в силу состояния здоровья под домашним арестом. Возможно это не последние фигуранты дела.

ЗОЛОТЫЕ «БРАСЛЕТЫ»

Задуманная в 2008 году идея реформы ФСИН была гуманной. Планировалось: оставить следственные изоляторы для подозреваемых; в тюрьмы отправлять только особо опасных преступников; в колониях, где заключенные жили в общих бараках, построить тюрьмы с общими камерами, чтобы отделить рецидивистов от «первоходов», которые в первый раз нарушили закон; остальных нарушителей закона планировалось держать в «электронных браслетах» в колониях-поселениях либо под домашним арестом. «Браслетами» собирались заменить большинство конвоиров, так как за перемещением сотен арестантов мог следить один дежурный.

Эксперимент с «браслетами» начался в 2008-ом году.

- Для начала ФСИН примерил на арестантах браслеты израильской фирмы, - рассказывает «КП» старший офицер Главного управления исполнения наказаний (ГУИН) по имени Роман (его настоящее имя мы не называем в интересах следствия). - Любопытные сидельцы импортные браслеты довольно быстро разобрали. Наши инженеры предложили выпускать подобные - но уже антивандальные, со слежением не через иностранную спутниковую систему GPS, а отечественную - ГЛОНАСС. Наши спецы были готовы выпускать подобные комплекты в несколько раз дешевле - за 12-19 тысяч рублей.

- Как показали себя браслеты в работе?

- С приходом в 2009 году Реймера производство браслетов в Саратове по 19 тысяч рублей было свернуто, и их стали делать в Самаре за 128 тысяч тысяч рублей. Если внешняя оболочка приборов казалась надежной, то внутренности часто подводили (детали заказывали через посредников в странах Юго-Восточной Азии). «Браслеты» часто зависали, или посылали инспекторам ФСИН ложные сигналы. Например, в 2010 году много шума наделал случай, когда за кражу задержали проститутку. На руке у нее оказался «электронный браслет». Все думали, что она сидит дома, а она умудрилась заниматься любимой работой, и совершать новые преступления. Выходило, что такие «браслеты» - золотая пыль в глаза обществу...

 

 

МАШИНА ОТКАТОВ

- С приходом Реймера прекратило свое существование НИИ ФСИН, - рассказывает Роман. - Из ведомства были уволены те, кто разрабатывал реформы: директор НИИ ФСИН, профессор Вячеслав Селиверстов, известная за рубежом ведущий научный сотрудник НИИ ФСИН Наталья Хуторская. Она говорила, что надо сначала реформировать ведомство, перестроить тюрьмы, обучить персонал, а уж потом использовать «дорогие электронные игрушки». Но ученых никто слушать уже не желал.

Вместо НИИ ФСИН, с легкой руки Реймера, появилось ФГУП ЦИТОС во главе с Определеновым, которое и стало определять, какая фирма будет делать браслеты, являясь коммерческим посредником и интернет-магазином. Через сайт центра родственники осужденных оплачивают в магазинах колоний товары и продукты.

ФСИН перечислял из федерального бюджета средства в ЦИТОС. Но в ЦИТОС ничего не производили. Деньги оттуда шли в самарскую фирму «Мета», которая раньше занималась оснащением машин местного ГАИ. Следствие полагает, что дальше деньги перетекали из «Мета» на счета фирм-однодневок, подконтрольных доверенным лицам Реймера.

КРИМИНАЛЬНый АЙСБЕРГ

- Поспешная «реформа», которую начал во ФСИН Реймер была не ради реформы, - заявил «КП» экс-депутат Госдумы четырех созывов Сергей Абельцев. Он курировал в Думе как раз ГУИН-ФСИН с 1993 года, и отслеживал все происходящее там.

- Думаю, надо проверять не только контракты по «электронным браслетам» и закупке питания, - говорит Абельцев. - Надо анализировать документы по строительству и ремонту зданий, закупки вооружения, обмундирования, автомобилей, системам видеонаблюдения. Годовой бюджет ведомства был порядка 150 миллиардов рублей.

- При Сталине это была структура с довольно мощной экономикой.

- Конечно! Заключенные «Беломорканал» прорыли за полгода, 7 московских высоток построили, станции метро. До 1980-х годов это ведомство себя окупало. До последнего времени ФСИН был монополистом в целых производствах, в частности, только там делали навесные замки и деревянные кадки.

- Почему все пришло в упадок?

- Глава Минюста Александр Коновалов в свое время много говорил о прогрессивных реформах: о том, что надо мусороперерабатывающие заводы строить, развивать деревопереработку, строительством дорог заняться...

- Что в результате?

- Производство и сельское хозяйство пошло на ноль. Раньше ФСИН обеспечивал все ведомство картофелем, луком, капустой, пшеницей, мясом, консервами. А с приходом Реймера пахотные земли в Саратовской области стали передавать в аренду третьим лицам. Был случай, когда «забыли» у арендаторов закупить свеклу, и сахар пришлось закупать в Бразилии. Мукомольные предприятия встали, так как ФСИН перестал перечислять им средства на закупку муки, которую находили где дешевле - в Китае. Подобные сделки раньше во ФСИН были запрещены. В результате заключенные стали бастовать. Ведь они остались без работы и без денег. В колониях ухудшилось питание, условия содержания. Участились побеги.

- Стали поднимать и вопросы о закрытии колоний?

- Это не так просто сделать. Кое-где колонии - градообразующие предприятия: от них идет отопление, электроснабжение населенных пунктов, они дают работу населению...

- Сколько могли получить на откатах «реформаторы» во ФСИН?

- Можно предположить, что из бюджета ФСИН ежегодно уходило налево до 30 миллиардов рублей. Ведь ни одного нового объекта за это время не построено. Не были сданы даже те объекты, что были заложены, и начаты до прихода Реймера. Сердюков по сравнению с Реймером персонаж из детской песочницы. Ведь в системе ФСИН осужденных и сотрудников намного больше, не говоря уже о материальной базе.

СКОЛЬКО СТОИТ ВОЛЯ

С приходом Реймера во ФСИН произошли две странных истории, которые поставили под вопрос актуальность всей системы исполнения наказаний. Когда я узнал об аресте Реймера, я не сильно удивился. В 2011-мо году сотрудники ГУИН делали все возможное, чтобы мордовскую колонию не покинул до срока зять экс-президента Карачаево-Черкесии Мустафы Батдыева Али Каитов. Это могло обернуться беспорядками в республике, где родственники 7 убитых бизнесменов планировали захват местных органов власти. Напомню, в 2006 году убийце бизнесменов Али Каитову дали 17 лет. С приходом на должность в 2009 году Реймера Али смягчили наказание до 14 лет, а в 2010 году мордовский судья и вовсе скостил убийце срок до 10 лет. То есть выйти Али должен был вместо 2021 года, аккурат в апреле 2015 -го. Прочитав тогда материал в «Комсомлке» в это странное дело вмешался генпрокурор России Юрий Чайка.

- А как вам история, когда Реймер разрешил пустить журналистов одного из иностранных изданий в СИЗО «Матросская Тишина» в камеру к Ходарковскому, - напоминает Абельцев. - И в интервью Ходорковский из камеры призвал Россию к топору. Тогда, в 2011 году, на совещании в ГУИН я в лицо Реймеру сказал, что за такие интервью с уголовниками погоны надо снимать. Он все понял правильно: поднялся в генеральском мундире и вышел, а вернулся на заседание уже в обычном костюме.

О махинациях с браслетами и питанием для осужденных Абельцев заявил еще три года назад с трибуны Госдумы. Тогда ему не поверили. А теперь все подтверждается...

«САША САМАРСКИЙ»

Удивительно, но во всех официальных биографиях кандидата юридических наук, генерал-полковника, директора ФСИН Александра Реймера упоминается лишь омская школа милиции, которую он окончил в 1979 году. Но самый любопытный факт из жизни арестанта в интернете не найдешь. Наш собеседник Роман посоветовал сотрудникам «Лефортово» укоротить электрошнур к телевизору, и быть начеку.

- Реймер склонен к самоубийству, - поясняет Роман. - Во время службы в Оренбурге он поссорился с первой женой, стрелял в нее из пистолета. Решил, что убил, и повесился. Его успели вытащить из петли. Женщина выжила, он тоже почти не пострадал. Из его служебной биографии этот факт подчистили, хотя след в материалах службы собственной безопасности МВД России остался.

 

 

- Его действительно величали в народе «Сашей Самарским»?

- Во время его службы начальником областной полиции на границе Оренбургской и Самарских областей неизвестные постоянно делали врезки в нефтепровод. Все местные знали, что врезки и перевозки нефтепродуктов крышуются местной полицией и криминалитетом. Выводы делайте сами.

- С чего он начал свою службу в Москве?

- Увольнял профессионалов, которые выросли в ГУИН, а на их место набирал милиционеров, которые не прошли аттестацию в МВД. Он окружал себя людьми, которые были от него зависимы, но не могли ничего сказать вопреки его мнению. Он купил своим новым заместителям в центре Москвы 10 служебных квартир (те ни дня не стояли в очереди), которые через несколько месяцев были ими приватизированы. Приобрел бронированный «Мерседес» за 30 миллионов рублей, на котором передвигался с вооруженной охраной, которую вызвал из Самары.

- Губернатор Хорошавин тратился на украшения, элитные часы, а какие наклонности у Реймера?

- Хорошавин по сравнению с Реймером настоящий интеллектуал. У Реймера были три привязанности: деньги, сигареты марки «Ява» и хорошее виски. И еще очень любил путешествовать. Каждый месяц его зам Криволапов, превращался в и.о. директора ФСИН, и бежал к министру юстиции, чтобы подписать у него приказ о выделении Реймеру премии за хорошую работу. Реймер получал почти 200 тысяч рублей, а еще ежемесячную премию в 200%. Жил он увлекательно: мог улететь в Норвегию, оттуда перелететь в Японию, а по дороге в Москву заскочить в какую-нибудь колонию в Приморском крае. Там, за разный оттенок деревянных швабр, он мог уволить сразу несколько начальников. Таких чисток не было даже при Лаврентии Берии.

Вообще-то следователям СК стоит опросить сотрудников собственной безопасности МВД России, у которых должно быть полное досье на этого персонажа.

ДОМОГАЛСЯ СЕКРЕТАРШИ

В Москве Реймер засветился сразу в нескольких скандалах, которые в первый год его службы списывали на его провинциальность.

- Реймер заставлял ждать в приемной по 8 часов начальника оперуправления ФСИН боевого генерал-лейтенанта Александра Сенопальникова. Реймер остро желал, чтобы тот докладывал ему обо всем, что делает первый замдиректора ФСИН генерал-лейтенант Эдуард Петрухин, с которым у него не сложились рабочие отношения.

- Зачем ему это?

- Исторически кабинет начальника ФСИН в здании ГУИН находится под кабинетом заместителя. И Реймер патологический боялся, что Петрухин может его прослушивать. Однажды в кабинет Петрухина нагрянули опера ФСБ. Они отодвинули в его кабинете кресло, отодрали линолеум, стали сверлить бетон. Но микрофонов, которые тянулись бы к потолку Рейнера, они так и не обнаружили. Зато показали Петрухину странные провода, которые тянулись в его кабинет. Потянули за них, и нашли на этаже комнату с прослушивающим оборудованием. Выяснилось, что Реймер выделил целый кабинет, в котором штатные опера прослушивали неугодных ему сотрудников.

- Что случалось с теми, кому Реймер не доверял?

- В лучшем случае увольнял. Заместителю Петрухина генералу Сенопальникову пришлось уволиться и уехать в Самарскую область, где он стал начальником местного Госнаркоконтроля. Но перенесенный стресс дал о себе знать: 53-летний боевой генерал, который прошел две Чеченские войны, скончался.

Реймер настолько сильно боялся того, что кто-то узнает о его делах, что прослушивал даже секретаршу, которая досталась ему от прежнего руководителя. Это была немолодая, но миловидная, грамотная женщина, которая имела семью, и носила звание офицера юстиции. После первой попытки зажать ее в углу кабинета она объяснила шефу, который был подшофе, что служит не ему лично, а государству. Другой раз женщина просто чудом выскользнула из рук начальника, и написала на него заявление в службу собственной безопасности. Но тот даже не смутился, напротив, посмеялся, и заявил, что все у него с руки едят.

- А что с секретаршей?

- Ей пришлось уволиться и отдать служебную квартиру.

СПОРТЗАЛ, ОБЕДЕННЫЙ ЗАЛ, МАССАЖНЫЙ ЗАЛ...

- Никто уже не вспоминает, что на улице Строителей Реймер начал возводить новое здание ГУИН, - рассказывает Роман. В 2011-м смотрел этот проект, и могу сказать, что на него были списаны крупные суммы. Самый большой кабинет был у Реймера. В нем была прорисована комната со спортзалом, а еще массажный кабинет с джакузи, и даже кухня с обеденным залом. Новое здание ГУИН так и не достроили. Больше о нем никто даже не вспоминает.

- Что сотрудники ФСИН говорят об этом аресте?

- Когда появились сообщения об аресте, многие стали рассылать поздравительные сообщения, как на Новый год. Но лично у меня ни злорадства, ни удовлетворения нет. Лишь горечь от того, что это безобразие творилось на протяжении трех лет. Служащих ФСИН так унизили, что они стали бояться заключенных. Деформация мышления (когда все видят, что в системе можно все решить и купить за деньги) привела к тому, что личный состав, который остается дежурить в ночную смену боится заходить на зону.

- Что по вашему может переломить ситуацию?

- Только кадровый вопрос. Как можно было ставить на должность директора ФСИН человека, которого называли «Сашей Самарским»?

ЭКОНОМИКА ФСИН

Зона - это государство в государстве

✔ В системе ГУИН ФСИН трудится 295 тысяч сотрудников, которые стерегут 673 тысячи заключенных. На содержание этой почти миллионной «армии» из бюджета уходит порядка 150 миллиардов рублей в год.

✔ Ежегодный товарооборот ФСИН России достигает 30 миллиардов рублей, а в прошлом году, за счет новых предприятий он превысил 35 миллиардов рублей. Не много конечно, если учитывать, что до 1960 года ведомство кормило себя, и частично страну.

✔ Во ФСИН насчитывается более 700 подсобных хозяйств, площадь сельхозугодий - более 262 тысяч гектаров, теплицы занимают около 249 тысяч кв. метров. Большинство колоний выращивают овец, свиней, кур, уток, гусей, кроликов. Сырье идет на градообразующие предприятия по производству молочных изделий, колбас, сосисок. Есть минизаводы по сборке мебели, пошиву спецодежды и обуви.

✔ Исторически развиты в системе ФСИН предприятия по деревообработке, стройматериалов.

Учитывая то, что система ФСИН закрытая, возможностей для коррупционеров в погонах множество. И доказательством тому 12 арестов начальников и замначальников исправительных заведений только за минувший год. Только представьте, что каждый месяц под следствие попадает руководитель СИЗО, колонии, или тюрьмы...

 

Фото: Дмитрий Полухин

Поделись своим мнением в комментариях!

Вы стали очевидцем какого-либо события? Присылайте фото и видео на kp@orenkp.ru, Telegram или Whatsapp 89033644474


№ 14621