Депутат Государственной думы РФ Елена Николаева (о ЧП на оренбургской трассе):
- Не могу не высказаться по поводу ситуации, сложившейся на трассе Оренбург-Орск 2 - 3 января, с легкой руки участников снежного плена, названной «ледниковым периодом».
Ждала официального разбора ситуации. Вот первые результаты. Глава МЧС России по Оренбургской области Петр Иванов считает, что пожарно-спасательные подразделения региона не приспособлены к работе в таких сложных метеоусловиях. Именно поэтому спасатели и техника не смогли оперативно прибыть на помощь десяткам людей, оказавшимся в снежном плену. По его словам, пожарные автомобили, которые были направлены к месту ЧП, оказались бесполезными при работе в таких экстренных условиях. В регионе есть аварийно-спасательная служба, но в их арсенале нет гусеничного транспорта. Этим он объяснил факт того, что колесные машины добирались больше восьми часов до места происшествия. Так случилось, что в этом снежном заторе оказалась и моя помощница Анна Лачина, в этот день отправившаяся к родственникам. Она также видела снегоуборочную машину, которая так и не доехала до пострадавших, несмотря на их призывы о помощи. Анну спасло то, что их машина застряла рядом с деревней Тасбулак, и после звонка в службу спасения буквально через пару часов за ними пришли двое жителей поселка и проводили их в школу, где они смогли согреться, попить чай и дождаться помощи.
Действительно, видимость была нулевая и несколько сотен метров, которые помощница прошла со своими спутниками, казались им бесконечными. У Анны легкое обморожение рук, у ее спутника – двустороннее воспаление легких.
Главный вопрос, который беспокоит всех и меня, безусловно, тоже, состоит в том, насколько адекватны были действия должностных лиц областного МЧС в этой ситуации. Почему у местной службы по чрезвычайной ситуации не оказалось ни одной единицы спасательной техники, способной работать в таких условиях? Считаю, что результаты внутреннего расследования действий Главного управления МЧС России по Оренбургской области должны стать достоянием гласности, что вызвало бы доверие людей, которые в отчаянии и обиде массово пишут в соцсетях и обращаются к президенту, рассказывая свою правду о ситуации под Орском.
Еще вопрос о том, какие меры будут приняты для того, чтобы подобное не повторилось впредь. Знаю, что есть предложение на этом 20 километровом участке трассы Орск-Оренбург посадить лесополосу, выставить щиты, а через каждые пять километров позволить малому бизнесу построить круглосуточные кафе, помочь им с инфраструктурой. Считаю эти предложения разумными.
И еще один аспект данной ситуации. В такие кризисные моменты проявляются как людские пороки, так и лучшие человеческие качества. Действительно, находились так называемые «спасатели», которые требовали за вызволение машин по 10 тысяч рублей. Но больше было тех, кто самоотверженно спасал чужие жизни, выполняя свой долг - служебный или просто человеческий. Известно о Даниле Максудове, сотруднике патрульно-постовой службы, отдавшего свою куртку и рукавицы замерзающим, фельдшере Наталье Нетесовой, которая приняла преждевременные роды в заснеженной машине и несколько часов согревала своим телом новорожденного и, многих жителей населенных пунктов, которые выходили из теплых и праздничных домов в ледяную метель, провожая в тепло, согревая и кормя пострадавших. Предлагаю всем участникам ситуации под Орском вспомнить всех этих людей поименно, хочу выразить им благодарность от себя лично и от Государственной Думы РФ.