Как было
Осевшие в Оренбуржье продовольственные сетевые компании, да и те новые, которые заходят в регион, почти не подпускают к себе местных поставщиков.
В прошлом году специалисты регионального правительства изучали присутствие местных товаров на полках федеральных продовольственных магазинов. Результаты получились нерадостные. По многим группам продукции отставание составляло 15 - 30 процентов. То есть этот объем сетевики на продажу не брали. Ругали «негодяев» всем миром общественность, чиновники, СМИ… И вот заканчивается 2015 год. Ломятся ли полки от переволоцкого сыра или новосергиевского масла? Завалены ли лотки новотроицкой колбасой?
...и что сейчас
- Картофель, мясо и крупа - наша вечная еда! - мурлыкаю я, перефразировав речевку туристов. В руках держу листок бумаги. Список продуктов мы составили в редакции, вспомнив все местные производства. Торговые сети, держитесь!
Первым пунктом - овощи. Лично я люблю свежие огурцы и помидоры. Кстати, в поселке Кушкуль Оренбурга огромный тепличный комплекс.
В сети «Карусель», «Магните», «Пятерочке» наших овощей нет. Есть иранские, турецкие... Даже марокканские. В основном, то что есть на прилавках, выращено на краснодарских грядках. Чеснок и тот китайский!
Изучаем мясные отделы…
- У вас есть мясо оренбургских производителей? - спрашиваю продавца в «Карусели».
- Нет, только московское, - оправдывается работник прилавка.
- А когда оренбургских завезете? - не унимаюсь я.
- Не знаю, спросите у наших закупщиков! - недовольно говорит женщина.
Говядины, свинины оренбургского производства в большинстве продуктовых сетей нет. Разве что в отдельных магазинах. Для кого работают местные мясоперерабатывающие заводы и комплексы?
Та же ситуация по тушкам цыплят-бройлеров. Со слов продавцов, основные поставщики курятины - Татарстан, Ульяновск и Самара. Оттуда получают все то, что хорошо расфасовано и красиво упаковано. В одном из пяти сетевых магазинов (в «Магните») удалось найти «золотого цыпленка». Помнится, до скандала с сальмонеллезом, этот товар не был таким редким.
Бутерброд с местной колбасой, к счастью, не фантастика. Орск, Оренбург, Новотроицк, Гай - оттуда родом колбасная продукция, которую, к счастью, без труда можно найти в «Магните», «Пятерочке», «Карусели», «Клондайке», «Сельпо» и прочих. Правда, зачастую на прилавке представлено не больше пяти видов колбас и сосисок...
С «молочкой» все еще более-менее нормально. Хотя изобилием увиденное назвать язык не повернется: несколько пачек сливочного масла (производство - г.Оренбург), пакеты с кефиром (г. Бузулук), десяток полиэтиленовых упаковок молока (п. Ташла), Оренбургское молоко. Йогурт, ряженку, варенец, творог придется поискать…
Хлеб в торговые сети поставляют, в основном, оренбургские пекарни. В их числе ООО «Деметра» и «Бусэ».
Все крупы, мука, макароны не наши. Гречка - с Алтая и Челябинской области. Мука - из Краснодарского края.
Растительное масло в магазины везут с Кубани, из Саратова, Воронежской области. А грибы (шампиньоны и вешенки), стыдно сказать, поставляет Беларусь!
Куриное яйцо. Упаковки сплошь самарские, ярославские, даже есть из Тюмени… Ближе, видимо, ничего не нашлось…
В общем, в «Пятерочке», «Магните», «Сельпо», Карусели» и прочих хорошо раскрученных магазинах ситуация будто под копирку. Наше, оренбургское, здесь не жалуют. Нельзя не сказать и о соли. Уж чего-чего, а этого добра под Соль-Илецком, как песка. Везти продукт в Оренбург выгодно. Недалеко ведь, всего
Дождутся ли оренбуржцы, чтобы магазины продавали свое, родное… Покупатели и рады бы купить, но где?...
ДОСЛОВНО
Михаил Долгов, директор ООО «Саракташский консервный завод»:
- Любая попытка продавать свой продукт в раскрученных торговых сетях - это вопрос больших денег. Как предприниматель, вы должны сделать все, чтобы ваш товар был хорошо узнаваем. Упаковку нужно делать эргономичной, стерильной и красочной. Но это еще не успех, ведь «сетевики» непростые люди. У многих из них чрезвычайно большие аппетиты. Критерии по бонусам - кабальные. Запросы к цене доходят до абсурда. Я, конечно, не говорю обо всех, есть среди закупщиков и вполне адекватные люди. Но они, к сожалению, пока в меньшинстве.
Рассмотрим простой пример. Я произвожу сок в двухлитровой стеклотаре. По моему мнению, закупочная цена для магазина не должна быть меньше 90 рублей (надо и с поставщиками сырья рассчитаться, и прибыль с реализации получить). Однако тому, кто отвечает за закупки в торговой сети, это не нравится. Мне предлагают за нее 60 рублей. Такая сделка совершенно невыгодная. Надо же еще и оборудование ремонтировать. А средств ни на что не остается!
Другой пример связан с логистикой. Допустим, мне надо купить яблоки, чтобы получить сок. У меня три поставщика - в Оренбурге, Калининграде, Воронеже. Первый предлагает сырье по 10 рублей за один килограмм, ссылаясь на климатические условия выращивания фруктов. Второй поставщик дает цену всего 2 рубля. Но с учетом доставки, цена становится, как и у оренбургского. В итоге я беру яблоки у воронежского поставщика. В отличие от первых двух, он предлагает цену 3 рубля за килограмм и бонус. У одних это бесплатная доставка, у других дополнительные объемы поставок. Вариантов может быть множество. Однако общая беда - это неумение вести переговоры в деловом ключе. А нужно просто уметь друг друга слушать и вникать в существующие проблемы.