Правительство РФ намерено снизить смертность населения, для чего в наиболее удаленных и труднодоступных территориях региона должна быть возможность оказания медицинской помощи санитарной авиацией. Как пояснили в региональном Минздраве, полученные из федерального бюджета миллионы потратят на обустройство вертолетной площадки и покупку нового вертолета «МИ-8МТВ», способного доставлять пациентов до места назначения в любую погоду.
Вертолет, как сообщила замминистра здравоохранения региона Галина Зольникова, будет рассчитан на транспортировку двух реанимационных больных с возможностью установки шести дополнительных носилок, в нем также сможет разместиться сопровождающий медперсонал. Крылатая машина будет оснащена всем необходимым медицинским оборудованием для оказания реанимационных мероприятий, ведь в полете может случиться что угодно. Где именно будет располагаться вертолетная площадка, пока не решили - либо на территории областной клинической больницы на улице Аксакова, либо в 15 минутах езды от нее.
Напомним, что сейчас при необходимости вылета специалистов отделение экстренной консультативной помощи и медицинской эвакуации «Областной клинической больницы» арендует воздушный транспорт в ГУП «Аэропорт «Оренбург». За год выполнено 43 вылета, 737 выездов наземным транспортом, в ходе которых медиками выполнено 119 операций в территориях области, эвакуировано в областные, городские больницы и федеральные центры 452 человека. Проведено 6,5 тысячи консультаций. Только в январе текущего года самолеты «Л-410» и вертолеты «МИ-8» шесть раз вылетали в районы области.
Есть же техника…
При этом чиновники молчат про два списанных специализированных вертолета «КА-226», которые в 2008 году приобретались у ПО «Стрела» за сумму более ста миллионов рублей. Впрочем, на обновление некоторых их агрегатов нужно порядка 31 миллиона рублей. Почему выделенные из федеральной казны средства не потратить на их ремонт, а не на приобретение новой крылатой машины?
- Вертолеты «КА-226» не приспособлены для санитарной авиации, на них отсутствует навигация. Использовать их можно только днем при хорошей погоде, радиус полета составляет 250 километров. Раньше использовали автономное мобильное оборудование, зарядки которого хватает на пару часов. Абсолютно нецелесообразно вкладывать миллионы в их восстановление, когда сегодня можно приобрести вертолет с полностью лицензированным медицинским модулем. Раньше тяжелых больных мы перевозили не воздушным транспортом, а на реанимационных автомобилях. Закупать новый вертолет будем в Казани, радиус его полета без дозаправки должен достигать одной тысячи километров, - пояснили в Минздраве региона.
Кто летал
Что примечательно, мы так и не смогли прояснить, где именно в данный момент находятся эти вертолеты. В Минздраве упорно не помнили сей факт, в областной клинической больнице уверяли, что они стоят в аэропорту, а в аэропорту сказали, что вертолетов у них нет.
Самое удивительное, вертолеты санавиации, оказывается, выработали ресурс: один налетал 965 часов, второй - свыше тысячи. При этом с 2009 по 2013 годы затраты на их содержание из регионального бюджета (не считая покупки) составили более 28 миллионов рублей. В 2009 году стоянка и обслуживание обошлись казне в 6,9 миллиона рублей, в 2010-м - 4,7 миллиона, в 2011-м - 8,9 миллиона, в 2012-м - 6,8 миллиона, 2013-м - 1,5 миллиона.
За четыре года медики совершили 69 вылетов, налет составил 182 часа 5 минут, сотрудники МЧС и МВД налетали 102 часа, газовики и нефтяники - 1005 часов. В 2013 году вертолеты санавиации отправили на консервацию и с тех пор не использовали.