Нижнесакмарский: дорог как не было, так и нет

Комментарии
Реклама на сайте
По документам этот поселок - часть Оренбурга. Относится он к Южному административному округу, но те же медицинские услуги нижнесакмарцам оказывает Северный. От города населенный пункт в 22 километрах.

Чтобы добраться до Нижнесакмарского, нужно ехать по федеральной трассе Оренбург-Уфа. Миновав поселок Кушкуль, войсковую часть и дачный массив, поворачиваем направо к железной дороге. За ней уже видны армейские склады.

За колючей проволокой военные охраняют цистерны с горючим, трубы различного диаметра и дрова. Проезды между имуществом «стратегического» назначения  тщательно очищают от снега.

В морозный день на улицах Нижнесакмарского безлюдно. Тем не менее, на остановке общественного транспорта толпится народ.  Узнав, что нагрянули журналисты, спешат поделиться наболевшим.

Один из самых злободневных вопросов, беспокоящих людей, это очистка улиц от снега.

- В начале месяца снегом завалило дома в районе новой застройки. Поселковую власть не растормошить. Улицы совершенно не чистили: 8 и 9 января многие не смогли уехать на работу. В администрации развели руками, мол, непонятно, чей район, и кто должен потратиться на снегоочистку. В магазин было не пройти, в школу и амбулаторию тоже. Поселок откопали к концу новогодних каникул. Как раз к очередному снегопаду…

- Про нашу дорогу, которая заканчивается в чистом поле, многие в курсе, - усмехается Наталья Верещагина. - Обещали нам отсыпать дорогу асфальтовым срезом, чтобы можно было выезжать напрямик к железной дороге. Сделали отсыпку глиной, на этом все. Весной и осенью по этому месиву проехать невозможно. Зимой дорогу практически не чистят, поэтому ездим по аварийной «бетонке», альтернативы нет. 

«Ездим на свой страх и риск»!

Дороги поселку очень нужны, ведь основная масса жителей работает в Оренбурге.

- Добираемся домой около получаса, - говорит Эльмира Хасанова. - Подъездная бетонная дорога в районе дач разбита. Ходят к нам разваливающиеся «Газели» и «Пазики». Ездим на свой страх и риск - семьи кормить надо!

- Ездить по «бетонке» действительно опасно, - поддакивает «газелист». - Проезжая часть, как Донгузский полигон: всюду выбоины в полколеса. Обочины заросли кустарником и местами обрушились. Из некоторых бетонных плит торчит арматура. Не столько разгоняешься, сколько притормаживаешь. Мы уже устали ремонтировать свою технику! Власти обещают дорогу залатать, но дальше слов дело не идет. Как она числилась на балансе Министерства обороны, так и осталась!

Правда, по словам жителей поселка, в последнюю выборную компанию городского совета к ним приезжали депутаты (кто именно, жители не запомнили, - прим авт.). Но «рисовали» «золотые горы»: и новую дорогу, и детский сад….

- Да сколько можно верить этим обещаниям?! За дураков что ли нас держат! - возмущаются жители.

Один врач умер, а другой - уволился

В местной амбулатории гуляют сквозняки. Здание в трещинах, и, судя по всему, нуждается в капитальном ремонте. Согласно штатному расписанию, прием должны вести два врача - взрослый и детский. Журнал записи переполнен на двое суток вперед. Те, кто не может попасть на прием, отправляются в городскую поликлинику: нет выбора!

- Взрослые обслуживаются на улице Салмышской, - сообщила медсестра, - а дети - в медучреждении на улице Брестской. - Все, что мы можем, это оказывать первую медицинскую помощь. Например, вырвать зуб, если у пациента флюс. Или сделать обезболивающий укол. Всю диагностику заболеваний, их лечение осуществляют приезжие врачи. Был у нас терапевт, но он умер в прошлом году от инсульта. Детский врач не выдержала нагрузки и уволилась. Но мы пока что работаем, помогаем пенсионерам и инвалидам, а это больше половины населения поселка.

Нагрузка у врачей ого-го. Если в 2010 году в Нижнесакмарском жили около 2000 человек, то в 2015 - м уже более 2500, много приезжих.

В детский сад мест нет

Молодые семьи активно пользуются социальными программами. Самая востребованная из них - «Материнский капитал».

В местный детский сад выросла большущая очередь. Младшая и старшая группы уплотнены дальше некуда.

- Учреждение рассчитано на 55 детей, - сообщили воспитатели. - Однако по факту сюда приводят 68. - Родители купили раскладушки, лишь бы был присмотр за чадами. Реальная потребность у нижнесакмарцев в дошкольных учреждениях, конечно же, гораздо выше. Мы не закрываем и половины от необходимого количества мест!

Родители спешат пристроить детей, а сами - на работу. Кто на птицефабрике трудится по соседству, кто вахтой на севере страны. Большинство же здешних трудоустраиваются в городе. Зарабатывать в самом поселке практически негде. Объектов социальной инфраструктуры, что называется, можно пересчитать по пальцам.

-  Первое заселение территории, которую сейчас занимает поселок, отмечено еще в 1912-1913 годах, - говорит пенсионер Вячеслав Коваль. -  Именно в это время проводилось строительство железной дороги на город Орск.

С 1963 года на территории располагается воинская часть. В 1966 году был образован совхоз «Сакмарский». Число работающих, занятых на производствах поселка, достигало 407 человек, что составляло 34 процента от трудоспособной группы населения. Теперь, к сожалению, все по-другому. Работы практически нет… 

«Ночь, улица, нет фонарей»

По словам пенсионера, поселок условно разделяется на три зоны. К первой из них относят двухэтажные жилые дома. Вторая часть Нижнесакмарского – это военные склады.

Их неминуемо проезжаешь, если нужно попасть в населенный пункт. Третья часть – частный сектор, который, в свою очередь, делится на старый и новый.  Это не считая дачного массива, примыкающего к железной дороге. Там тоже люди живут. И что печально, дети в школу оттуда ходят пешком. Около двух километров по открытой степи получается. Представьте: ночь, ни одного фонаря, стаи бродячих собак…

- Свет в домах есть всегда, отопление и холодная вода тоже, - продолжает Вячеслав Коваль. - Отключения, конечно, бывают, но о них сообщают заранее, когда хотят что-то отремонтировать или заменить аварийный участок. А вот с уличным освещением беда.

Что отремонтировали

Многоквартирные дома в поселке обслуживает Оренбургская управляющая компания. В прошлом году с ней закончили борьбу жители дома на улице Центральной 2/2. Последние 5 лет коммунальщики никак не хотели ремонтировать кровлю, но под нажимом жителей сдались. Крыша сияет свежим профлистом, в подъездах чисто, стены окрашены. Коммуникации заменили. В общем, могут, когда захотят. Средства в размере около 1, 5 млн. рублей были потрачены не зря!

А что - нет

Местному клубу в этом плане не повезло, он до сих пор в аварийном состоянии. Здание пытались отремонтировать. Проломы в стенах заделали кирпичом и бетоном. И даже новые пластиковые окна вставили… Несмотря на это, клуб давно признан аварийным, однако разбирать его недосуг. Зарплату двум сторожам из бюджета платят исправно.

Больше всего, конечно, в поселке переживают за детей. Как уже было сказано, рождаемость бьет рекорды. Нагрузка выросла и у врачей, и у учителей. Безопасность школьников под большим вопросом, потому что ни хорошей дороги, ни нормального уличного освещения в поселке нет. И проблемы этим не ограничиваются.

- Не так давно нам подарили микроавтобус «Газель», чтобы возить детей в школу и обратно домой, - говорит заместитель директора по воспитательной работе школы №37 Айгуль Тулеймесова. - Но автомобиль простаивает без дела. На мизерную зарплату водителя никто не идет!

Возить детей по закону может далеко не каждый не каждому. Должна быть открыта категория «Д», а водительский стаж по ней нужно иметь не менее 5 лет. В школе учатся более 170 человек.

Одна радость в жизни сельчан - дешевая земля. Можно недорого «построиться» и развести мелкий скот. Тем и живут…

Подписывайтесь на нашу группу в Telegram.

 

№ 20112