- Алло, Юрий Михайлович, это Гамов Александр из "Комсомолки". А вы где?
- Я сейчас в Калининграде, как всегда.
- Вы помните, что в нашем предыдущем интервью было написано, что Юрий Михайлович Лужков в 1956 году студентом работала в совхозе «Комсомольский»… (См. "Юрий Лужков - в эфире Радио «КП»: Путин обещал заехать ко мне на ферму. Но, видно, все некогда...", "КП", 28 октября с.г.)
- Я читал.
- Так вот. Нашему директору «КП»-Оренбург» Виктору Родионову позвонил директор совхоза «Комсомольский» Адамовского района Оренбургской области Сергей Крупейников и говорит: вы можете передать наше приглашение Юрию Михайловичу посетить совхоз своей студенческой молодости?
- Да.
- Поедем?
- Это надо лететь туда.
- Это моя родина. Я вас довезу.
- Я помню.
- До Орска на самолете.
- Ты даже не знаешь, какие выдающиеся вещи там есть.
- Ну, что, - тем более надо поехать тогда?
- Я не могу тебе пообещать. Много приглашений. Меня приглашают везде, кроме Кремля.
- На работу в Кремль? (Смеется)
- Я не говорю о работе. У меня есть работа. Сейчас я поставляю дешевую, прекрасную, самого лучшего качества гречку. У меня пшеница продовольственных кондиций. Урожайность 53,6. Ты все это знаешь.
- Конечно. Чего передать оренбуржцам?
- Совхоз «Комсомольский» был по-настоящему новейшим совхозом. Хорошие люди там, хорошая земля.
- Там все это осталось.
- Простор. А самое большое впечатление – это в начале августа, когда поднимается луна, она заполоняет все собой - грандиозным пожаром вдалеке, - вот такой цвет, как пожар.
- Я подозреваю, вы тогда в кого-то влюбились?
- Я - влюбился? Нет - там этого не было. Там была работа. Я это все написал в рассказе «Агроимпотенция».
Знаешь, Саш, - на оренбургской целине я получил свою первую награду, и она поэтому самая памятная из множества наград, которые потом я получал, - это знак ЦК ВЛКСМ «За освоение новых земель». Тогда не было медали, 1956 год. Появился знак, который был очень редким. Из всей нашей группы - больше ста человек – всего три человека получили эти знаки отличия.
- Так давайте вместе полетим в Оренбуржье! Когда?
- Спасибо. Надо подумать...
- А пока можете передать привет совхозу «Комсомольский». Можете прям сейчас.
- Да, обязательно. Обязательно.
- Говорите. Я записываю...
- Я хочу не только передать привет, но и благодарность. Потому что это был период воспитания моего в сельскохозяйственном направлении, которым я сегодня после известной отставки занимаюсь.
Был такой случай... В совхозе "Комсомольский" я получил грандиозную травму на сеноподборщике. И фельдшеры совхоза после того, как я несколько дней все-таки не мог добраться до этого фельдшерского пункта, и все там было в ужасном состоянии, я уже не буду говорить о деталях, - фельдшеры меня просто вытащили, может быть, из гангрены и так далее.
И все это сложилось в такое потрясающее восприятие этого места, этих людей, красоты этой земли. Так вот, - и эти заходы солнца и восход луны, которая заполняет все пространство степи. Это все настолько необычно, настолько красиво, что туда нужно специально направлять туристов, которые хотели бы познакомиться с разными чудесами света.
Земля красивая, интересная, богатая по возможностям. И дай бог, чтобы все те, кто сегодня живет в совхозе «Комсомольский», или сейчас он уже, наверное, получил какое-то другое название, ООО или еще что-нибудь, - чтобы жили нормально, чтобы наше сельское хозяйство в этом совхозе, да и в России, начало подниматься с колен. Потому что оно сейчас в полном упадке. Я, тем не менее, желаю все-таки оптимизма всем.
- Будем надеяться, что мы с вами поедем на мою родину.
- Созвонимся. Кстати, Саш, тут мы собираемся очень серьезную работу сделать и быструю работу.
- Это что?
- Перерабатывать шелуху и навоз в пеллеты. Это топливо для домов. Потому что все растет – цена нефти, цена газа у нас поднимаются, несмотря на то, что в мире все падает. И поэтому люди начинают топить опилочками, шелухой. А мы будем делать из навоза вот эти самые брикеты, которыми можно по дешевке топить зимой дома у жителей Калининградской области.
- У вас много навоза?
- Ну… Молока мало, а навоза… (Смеется) Я тебе пропою частушку:
Что-то я тебя, корова,
Толком не пойму.
Молока даешь ты мало...
(Далее - не очень печатно)
- Когда начнете производить брикеты?
- Будем договариваться, оборудование будем покупать. Решение уже принято.