Вопиющий случай произошел в тот год, когда вся Россия жила под эгидой Года литературы. И вот, можно сказать плевок в культуру - в последних числах июня 2015 года в Оренбурге снесли дом, в котором в 1849 году жил украинский поэт Тарас Шевченко.
Историки говорят о том, что ссыльный поэт лишь несколько раз заходил в этот дом к чиновнику Оренбургской пограничной комиссии, а останавливался и проживал по другим адресам. Но это не помешало сделать домишко памятником культуры федерального значения. Таковым он был 40 лет.
С 2007 года в регионе пытались вывести Шевченковский дом из государственного реестра объектов культурного наследия народов РФ. Но в этом было отказано.
Все это время дом-памятник находился в частной собственности. Его хозяин больше десятка лет не использовал здание. В 2014 году он обратился в Ленинский районный суд Оренбурга с просьбой исключить дом из реестра объектов культурного наследия.
Через суд собственник своего добился. И в мае 2015 года продал домик ООО «Центру недвижимости». Новый собственник некогда памятника федерального значения сравнял с землей. Так дома Шевченко в Оренбурге не стало.
Через несколько дней спохватились все соответствующие органы. Областное министерство культуры и внешних связей направило на ул. 8 Марта, 29 комиссию. Прокуратура, узнав о случившимся из Интернета, организовала проверку.
- Как установлено, охранное обязательство министерством собственникам общей долевой собственности не оформлялось. Это позволило собственнику продать дом без обременений, - рассказал начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Оренбургской области Андрей Максимов.
Прокуратура передала материалы дела в руки следователей. «Исчезновением» дома Шевченко занимались и полицейские.
- В связи с нахождением дома в аварийном состоянии собственник заключил договор с обществом с ограниченной ответственностью на частичное восстановление указанного объекта. В процессе восстановительных работ 27 июня 2015 года потолок и одна из стен дома обрушились, восстановить дом не представилось возможным. Было принято решение демонтировать дом. На момент демонтажа в кадастровой палате в реестре объектов культурного наследия данный объект не числился, - рассказал, что удалось установить, врио начальника отдела информации и общественных связей УМВД России по Оренбургской области Андрей Зрячкин.
Собрав полностью картину, умышленного уничтожения памятника полицейские не увидели. В отдельное производство выделили материалы в отношении должностных лиц областного минкультуры: чиновники вовремя не обжаловали решения Ленинского районного суда, что стало ключевым моментом в судьбе памятника.
КСТАТИ
11 августа 2015 года Оренбургский областной суд отменил постановление районного суда. В это время на месте памятника культуры уже благоустраивали автомобильную парковку для сотрудников банка.