В Оренбуржье изготовление медалей для детей войны вылилось в судебные разборки

21:31 Комментарии
Реклама на сайте
Власти Оренбургской области больше года судились со столичной мастерской, которая в 2021 году должна была изготовить для детей войны в регионе памятные знаки с соответствующими удостоверениями.

Иск в Арбитражный суд региона аппарат губернатора и правительства Оренбургской области подал еще под занавес 2021 года. С московского ООО «Мастерская Наградион» областные чиновники требовали взыскать 673 088 рублей в качестве неустойки по неисполненному, как они посчитали, муниципальному контракту. Общая же сумма заключенного в 2021 году между сторонами контракта составляла 13 миллионов рублей. Причем, основная сумма взыскиваемой неустойки - более 650 000 рублей - штраф и лишь 22 656 рублей - пени.

Как следует из иска, который только был удовлетворен в 18-м Арбитражном апелляционном суде, в июне 2021 года между аппаратом губернатора и правительства Оренбургской области и «Мастерской Наградион» был заключен госконтракт, по которому компания обязалась изготовить памятные знаки в рамках празднования 76-й годовщины Победы в ВОВ в соответствии с техзаданием. В соответствии с контрактом, первую партию памятных знаков (в комплекте с удостоверением и упаковкой) исполнитель должен был поставить в срок до 30 июня 2021 года, а вторую половину - до 5 июля того же года.

На чиновников Оренбуржья не угодишь

По контракту, в течение одного рабочего дня со дня его заключения исполнитель обязан был предоставить на утверждение заказчику макет и графическую визуализацию памятного знака «Дети войны» в комплекте с удостоверением и упаковкой, предназначавшегося для родившихся в период с 3 сентября 1927 года по 3 сентября 1945 года. В течение также одного рабочего дня со дня утверждения макета и графической визуализации памятного знака следовало предоставить на утверждение заказчику образец памятного знака в двух экземплярах в натуральном размере, причем данные образцы не входят в общее количество памятных знаков, подлежащих поставке, и не возвращаются исполнителю.

В случае же просрочки исполнения данных обязательств заказчик имеет право направить исполнителю требование об уплате неустоек (штрафов и пени). Пеня за просрочку исполнения обязательств начисляется за каждый день просрочки. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по контракту устанавливается штраф - 5 процентов цены контракта, что как раз и составляет 650 432 рубля. Исполнитель освобождается от уплаты неустоек, если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств произошло вследствие непреодолимой силы или по вине заказчика.

Правительство области в своем иске указало, что исполнитель услуги на 1 июля 2021 года не поставил, как положено, первую партию памятных знаков, в связи с чем было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с нарушением срока исполнения обязательств. К 5 июля не пришла и вторая партия.

Как оказалось, еще 22 июня чиновники Оренбургской области потребовали предоставить им на утверждение макет и графическую визуализацию памятного знака «Дети войны» в срок до 23 июня. Те это сделали, на что исполнителю были направлены замечания по эскизу (макету) памятного знака, так как, якобы, в нарушение техзадания лучи были расположены внутри звезды, а должны были выходить из-под звезды, был и еще ряд незначительных замечаний.

В ответ на замечания наградная мастерская направила письмо, в котором уверяла, что представленный макет полностью соответствует техзаданию. Исполнитель просил учесть, что новый макет с правками, сверх прописанных в техзадании, значительно сложнее в реализации и указал, что сможет поставить образец лишь через 20 календарных дней после согласования макета, а полную партию товара - через 40 календарных дней после согласования образца.

На что региональные власти 28 июня обратились к исполнителю с претензией о предоставлении образца памятного знака «Дети войны» (в двух экземплярах) в натуральном размере в срок до 29 июня. А не получив желаемого, расторгли контракт, при этом начислив пени и штраф в связи с невыполнением обязательств.

Столичная мастерская возражала, пояснив, что из-за сжатых сроков исполнения контракта заблаговременно согласовала образец памятного знака - еще 17 июня, предоставив в подтверждение электронную переписку с представителем заказчика - Жеребятьевым. Тогда же привезенный ответчиком образец изделия был согласован, а по возвращении в Москву запущен в производство.

Но впоследствии власти Оренбуржья решили изменить техзадание контракта в одностороннем порядке и сообщили о несогласовании предыдущего образца изделия. При этом требовали изготовления изделий, соответствующих не техзаданию, а изображению, утвержденному указом губернатора Оренбургской области, не включенному в техзадание контракта. Данные изменения исполнитель был готов принять к исполнению при условии увеличения сроков поставки памятных знаков, так как изменение изображения требует дополнительного времени для настройки оборудования. Но правительство Оренбургской области отказалось идти на уступки.

При этом на момент внесения изменений в изображение памятных знаков организация уже понесла значительные затраты на изготовление этих знаков для детей войны. Данное поведение аппарата губернатора и правительства Оренбургской области в части одностороннего изменения изображения памятных знаков явилось предметом разбирательства регионального УФАС, его решением от 22 июля 2021 года было отказано в удовлетворении заявления о привлечении ответчика к ответственности в связи с неисполнением контракта.

Поведение региональной власти в рамках исполнения подрядчиком условий контракта свидетельствует о его незаинтересованности в его исполнении и намеренном создании искусственных препятствий. Одностороннее освещение всех возникших при исполнении контракта ситуаций свидетельствует о злоупотреблении истцом своим правом на защиту с целью получения необоснованной выгоды. Решением УФАС по Оренбургской области было установлено, что в связи с непредоставлением в течение одного рабочего дня на утверждение заказчику макета и графической визуализации памятных знаков заказчиком направлена претензия об исполнении возложенной на исполнителя обязанности. 22 июня 2021 года в адрес заказчика поступил на согласование макет изделий, необходимых к поставке, к которому на следующий день от заказчика поступили замечания с указанием срока их устранения в течение одного рабочего дня, - поясняет руководство наградной мастерской, подтверждая все соответствующими письмами. - Но дело в том, что ранее 17 июня в адрес заказчика мы уже предоставляли образцы изделий. Кроме того, в этот раз после поступления замечаний просили заказчика увеличить сроки поставки изделий, поскольку в связи с поступившими замечаниями изготовить их в установленные контрактом сроки было нереально. 23 июня измененные макеты с комментариями по срокам и сложности нового изделия, выходящего за рамки техзадания, были отправлены. 24 июня заказчик согласовал новые макеты с указанием неизменности сроков поставки. Новые образцы продукции были запущены в производство. Но 28 июня заказчик повторно направил претензию о нарушении сроков оказания услуг посредством сообщения в «WhatsApp», потребовав представить образцы в течение одного календарного дня. В свою очередь, 29 июня заказчику был направлен ответ с просьбой увеличения сроков изготовления образца и партии по макетам в связи с техническими правками, выходящим за рамки требований техзадания.

Свою вину свалили на других

Как оказалось, требуемый макет памятного знака был утвержден указом губернатора еще в конце апреля 2021 года, но в содержание техзадания контракта включен не был, а также ранее не предоставлялся исполнителю. Техзадание предусматривало лишь изготовление макета и графическую визуализацию памятной медали «Дети войны», их изготовление в количестве 96 тысяч штук, изготовление удостоверений к памятным медалям в том же количестве и упаковок. По изначальной документации, памятная медаль должна была состоять из основы медали и пятиугольной колодки. Основа памятной медали должна быть изготовлена из латуни и иметь форму круга золотистого оттенка диаметром 32 миллиметра, толщиной 3 миллиметра и рантом с обеих сторон.

На лицевой стороне основы памятной медали левее центра должны были располагаться фигуры, повторяющие памятник «Детям войны», установленный в парке им. Гуськова в Оренбурге, на фоне расположенной в центре круга покрытой рубиновой эмалью пятиконечной звезды и выходящих из-под нее лучей. Вдоль ранта должны были поместить рельефные надписи: сверху по кругу - «Дети войны», а снизу по кругу - «1927-1945». По краям надписей наложить изображения пятиконечных звезд. На оборотной стороне памятной медали должна была быть горизонтальная надпись «Дети войны», а под ней одна расположенная в центре пятиконечная звезда. Основа памятной медали должна крепиться посредством ушка и колечка к пятиугольной колодке, обтянутой муаровой лентой.

Никаких других изображений техзадание не содержало, хотя к тому времени уже имелся указ главы региона, которым было утверждено не только описание, но и рисунок памятной медали «Дети войны», который должна была содержать аукционная документация, но, видимо, кто-то забыл включить в техзадание изображение или ссылку на указ губернатора об учреждении памятной медали детям войны, а потом просто стал искать виновных. Антимонопольный орган региона ранее пришел к выводу, что в действиях исполнителя не усматриваются признаки недобросовестного поведения, направленного на уклонение от исполнения условий контракта и на срыв закупки. Включать сведения в отношении ООО «Мастерская Наградион» в Реестр недобросовестных поставщиков, как требовало правительство региона, УФАС отказалось.

Между тем, правительство Оренбуржья, вместо того, чтобы дать исполнителю отсрочку и позволить изготовить медали, категорически отказалось от исполнения контракта, объявив при этом новый конкурс на изготовление медалей и футляров для них, хотя по нему памятные знаки были бы готовы позже того времени, в течение которого бы их сделал "Наградион", у которого на тот момент уже были разработаны 3Д-модель, оснастка, пуансон, то есть выполнен весь подготовительный этап.

Поведение региональных властей после внесения изменений в изображение медали (в частности, изменение ракурса изображения женщины и ребенка) явно показывает нежелание принять исполнение контракта от нас и поиски поводов для расторжения контракта. Указанный штраф носит компенсационный характер и в данном случае следует учитывать, что инициатором расторжения контракта являемся не мы, а причины его расторжения были искусственно сформированы заблаговременно, - уверен исполнитель. - Отсутствие в техзадании детализации отдельных элементов изделий свидетельствует об отсутствии у истца предпочтений и требований относительно их внешнего вида. В данном случае намеренно была создана спорная ситуация при исполнении контракта, которая способствовала объявлению повторного конкурса. Из анализа данных электронного аукциона следует, что заказчик намеревался заключить контракт с определенным исполнителем, что следует в неоднократности объявления конкурса и расторжении контракта с неместным исполнителем.

Хотим своего исполнителя и точка

После расторжения контракта с ООО «Мастерская Наградион» 1 июля 2021 года аппарат губернатора и оренбургского правительства, не дождавшись вступления в силу решения, объявляет 5 июля тот же конкурс. Победителем по данному конкурсу стала Арапова С.В. При этом этапы контракта, в отличие от контракта с ответчиком, были увеличены - до 30 июля и 30 сентября 2021 года. В рамках этого конкурса был запрос от Араповой разъяснить возможности исполнить контракт за три дня, потому что невозможно изготовить медали в столь короткий срок. На что заказчик дал ответ, что заказчик планирует приобрести уже готовое изделие, представленное на рынке. Подобный ответ на справедливое замечание о нереальных сроках производства медалей свидетельствует об отсутствии заинтересованности заказчика в каком-либо четко обозначенном изображении на медалях.

Чтоб вы думали, Арапова С.В., которая фактически исполнила принятые на себя обязательства, тоже не устроила областных чиновников. 20 июля 2021 года они в третий раз объявили конкурс на тот же объект закупки, что и дважды ранее. При этом победителем стало ООО «Тридэлайт», с которым контракт также был скоротечно расторгнут, что стало предметом обжалования в Арбитражном суде Оренбургской области. При наличии выигранного Араповой конкурса и исполнении контракта ею правительство области в четвертый раз объявило конкурс, где победителем вновь стала Арапова С.В. Заявка ООО «Атлантик» была отклонена, что стало причиной подачи жалобы компанией в оренбургский УФАС.

Все эти факты явно свидетельствуют, что интереса в быстром исполнении контракта в короткие сроки, как было заявлено, чиновники не имели. Изготовление медалей, как следует из ответа на запрос Араповой, по индивидуальным требованиям не планировалось и предполагало приобретение готовых изделий, то есть изготовление индивидуального макета медалей и столь тщательное согласование мелких деталей медали не требовались. Почему же тогда все это требовали с первого подрядчика?

Приобретение медалей в итоге затянулось до декабря 2021 года. Ответчик, с которого правительство региона теперь еще требует и компенсацию, уверен, что оно не было заинтересовано в исполнении контракта, поэтому по окончании лишь первого его этапа поспешило расторгнуть. В случае заинтересованности заказчик и исполнитель при наличии сжатых сроков идут на досрочное согласование макетов заказанного товара до начала действия договора, что и было сделано. Но потом планы чиновников изменились.

Суд оказался на стороне правительства региона

Несмотря на все изложенные ответчиком доводы и их очевидность, 23 ноября 2022 года суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований аппарата губернатора и правительства Оренбургской области в полном объеме.

Арбитражный суд Оренбургской области пришел к выводу, что требования истца в лице аппарата губернатора и правительства Оренбургской области являются обоснованными и подлежат удовлетворению в заявленной сумме - в размере 673 088 рублей, в том числе 22 656 рублей - пени и 650 432 рубля - штраф. Именно эту сумму «Мастерская Наградион» должна выплатить властям Оренбуржья, а в доход федерального бюджета - госпошлину в размере 16 462 рубля.

Попытка обжаловать данное решение в Восемнадцатом арбитражном апелляционном суде у столичных мастеров также провалилась. Суд сделал вывод, что интерес истца в рамках неоднократного заключения аналогичных контрактов был направлен на достижение результата, а не на заключение контракта с определенным лицом. Решение Арбитражного суда региона было ставлено без изменения, а апелляционная жалоба ООО «Мастерская Наградион» - без удовлетворения.


№ 109215