Оренбуржье, несомненно, это один самых привлекательных для жизни, обустроенных и развитых регионов страны – как минимум, по тому, что видно на экранах смартфонов и всевозможных мониторов. Правда, есть у него и еще одна особенность… Разница между виртуальным образом и реальным лицом бывает кричаще велика!
Вот, к примеру, с чего начинается знакомство многих приезжающих с нашим краем? Конечно, с аэропорта. И на первой же странице с результатами поиска в Интернете по запросу «аэропорт Оренбург» взгляд обязательно зацепится за оригинальную запоминающуюся картинку здания из стекла и бетона, с огромным изящно изогнутым навесом в виде цветочного лепестка. Или за фото с простеньким, но красиво подсвеченным реальным двухэтажным корпусом (специально снятым с нижнего ракурса, чтобы казался выше). А на деле, выйдя из самолета, вы вдруг понимаете, что оказались, скорее, на полевом аэродроме. И это ощущение тем более усиливается, когда вас просят покинуть одноэтажную конструкцию, построенную по типу бытовок для вахтовиков, потому что ее запирают… до следующего рейса!
А еще Оренбуржье прославилось в Интернете участком международной трассы «Шелковый путь» между Санкт-Петербургом и Западным Китаем – это уже с точки зрения путешествующих на автомобилях. На деле же привыкшие к четырехполосным магистралям водители влетают в оренбургское горлышко-сюрприз под областным центром и толкутся на старых двухполосных дорогах, уворачиваясь от выскакивающих на встречку лихачей и маневрируя между ямами и колдобинами.
А куда же в Оренбуржье чаще всего едут сотни тысяч людей, ежегодно, из самых разных и отдаленных уголков страны? Нет, не в особую экономическую зону. По крайней мере – пока. Сограждане чаще всего едут к нам, чтобы окунуться в соленое чудо-озеро, где невозможно утонуть из-за более высокой, чем в Мертвом море, концентрации кристаллов (в 2021 году число посещений курорта приблизилось к полутора миллионам), и чтобы обмазаться целебной грязью. И вот эта-то грязь играет с нашим краем едва ли не самую злую шутку!
Предусмотрительные чиновники областного Правительства, конечно, убрали с официального сайта почти все упоминания о туристско-рекреационном круглогодичном кластере на Соленых озерах, куда еще в 2020-м году должны были приехать 2,2 миллиона человек, о субсидии в миллиард с лишним рублей из федерального центра и, заодно, о Павле Самсонове (а это кто такой?), который давал интервью по теме не только местным, но и федеральным СМИ.
Но ведь Интернет липуч не хуже соль-илецкой грязи… Так что сотни тысяч гостей со всей страны, пусть и поверхностно, но знакомы и с этим замечательным виртуальным образом Оренбуржья. Когда же они приезжают к нашей туристической жемчужине и разутыми ногами приближаются к воде, то здесь их ожидает еще один разительный и уже совершенно не объяснимый контраст: они начинают тонуть, но не в соли, а в прошлогоднем мусоре! И тут уж, чисть-не -чисть от прежних публикаций правительственный сайт, возникают совсем примитивные вопросы: пусть в регионе за четверть века не нашлось денег ни на новый аэропорт, ни на скоростную магистраль, но с мелким мусором на берегу «туристической жемчужины» разобраться-то можно?.. Или виртуальная реальность настолько увлекла, что до настоящей – осязаемой, руки уже не доходят?
Хочешь или не хочешь, а становится слишком очевидным, что дело тут не только в деньгах: для уборки береговой кромки от оберток, крышек, пакетов, салфеток, носков и даже оторванных нарощенных ногтей, достаточно перенаправить хотя бы одного из продавцов, что курсируют среди отдыхающих от утра до вечера с ведрами кукурузы.
Дело здесь, кроме как в деньгах, еще и в самой грязи – и той, что липнет к рукам и мешает им работать, и той, что в головах, когда должностные лица считают в принципе возможным открыть курорт в таком состоянии: а что, люди со всей страны и так ведь грязью мазаться приехали…