14 ноября 2022 года, а это был понедельник – начало рабочей недели, выдалось бурным для правительства Оренбургской области.
Силовики нагрянули в здание министерства архитектуры Оренбургской области, где работали несколько часов, изучая документы, а после переместились в вотчину главы минарха – в ее коттедж в Оренбургском районе, где, по словам следователя, подчиненные чиновницы жгли в бане некие документы и входящую корреспонденцию за 2019 - 2021 годы, облив их бензином.
По окончании следственных мероприятий Наталью Ибрагимову доставили в наручниках в изолятор временного содержания. Она была задержана на основании статьи 91 УПК РФ по подозрению в мошенничестве на крупную сумму денег.
Главной кудеснице по благоустройству территорий Оренбуржья грозило СИЗО на два месяца, следствие ходатайствовало о заключении министра под стражу и для этого были весомые основания. По словам сотрудника полиции, выступающего в зале суда 16 ноября во время избрания меры пресечения, Наталья Николаевна в добровольном порядке не явилась в правоохранительные органы по повестке в качестве свидетеля 9 ноября. Информацией о её местонахождении, по данным следствия, не обладал даже её супруг.
Извещение о явке в отдел полиции министру приносили как к ней домой и передали его мужу, так и на работу, где сообщили следователю, что глава минарха в отпуске. Более того - были сняты деньги с карточек чиновницы (порядка 2 000 000 рублей), она переоформила свой автомобиль на свекровь и даже приобрела билет в Минеральные Воды, правда, в тот же день отменила поездку. Всё это дало органам следствия основания полагать, что объект их пристального внимания в любой момент может сделать ноги. Подлило масло в огонь и сожжение документов, которые могли стать уликами.
Против этих доводов встали многочисленные дипломы, грамоты и благодарственные письма, полученные Ибрагимовой, в том числе и от экс-мэра Евгения Арапова, признанным виновным в коррупционном преступлении в этом же суде, ее здоровье и слезливые показания супруга, поведавшего о том, какая его вторая половинка отличная хозяйка, мать и талантливый архитектор, преобразившая Оренбург и область. Видимо, пускать слезу в зале суда у Ибрагимовых – семейное. Напомним, Наталья Николаевна промочила глаза во время оглашения своих показаний, где упомянула о травле на нее со стороны СМИ.
Против помещения под стражу оказался и представитель потерпевшей стороны – правительства Оренбургской области - Жанар Курманбаев, заместитель министра сельского хозяйства региона. Он ходатайствовал о залоге, домашнем аресте или запрете определённых действий для задержанного министра, словно перепутал в роли кого находился на заседании и принялся защищать Ибрагимову, под стать ее адвокатам...
Как итог, судья Татьяна Пронькина отправила Ибрагимову под домашний арест. Примерно в то же время чиновница ушла в отпуск за свой счет. Губернатор Оренбургской области Денис Паслер не стал увольнять главу минарха, как это делалось с другими подчиненными в случаях их попадания на скамью подсудимых.
По поручению Руслана Медведева, главного прокурора области, было принесено апелляционное представление, в котором указаны мотивы несогласия с принятым решением суда. По мнению надзорного органа, следствие представило достоверные доказательства того, что, оставаясь на свободе, Ибрагимова может не только оказать давление на свидетелей по уголовному делу, часть из которых находится в ее служебном подчинении, но и уничтожить улики.
Однако Фемида оказалась непреклонна ни перед гласом прокурора области, ни перед опасением надзорного органа и правоохранителей смазать картину расследования, ни перед разъяренной общественностью, и оставила обвиняемой прежнюю меру пресечения.
Под домашним арестом, а параллельно и в отпуске за свой счет, который ей одобрил патрон Денис Владимирович Паслер, Наталья Николаевна находилась до 21 февраля 2023 года. После судья изменила меру пресечения на запрет определенных действий на два месяца.
Министру было запрещено:
- покидать дом в период с 22:00 до 6:00;
- общаться со свидетелями, потерпевшими и другими лицами по этому делу; вести переговоры с использованием средств связи и через Интернет;
- отправлять и получать почту.
2 марта 2023 года Ибрагимова вышла на работу. Около пяти месяцев кресло чиновницы пустовало, а грандиозные проекты, вроде арбундинга, не двигались с места. После же Наталья Ибрагимова вошла в привычную для себя колею и закрутилось: поездки по конкурсам, командировки, проекты, новый скандальный Генплан Оренбурга, фильм за бюджетные деньги про минарх и его достижения, вручения министру грамот за проделанную работу, переезд в новый офис. Продолжать можно бесконечно.
3 июня 2024 года дело Натальи Ибрагимовой, после длительного знакомства чиновницы с материалами уголовного производства (более полугода), было передано в суд. Министра обвиняют в мошенничестве с бюджетными деньгами на 92 миллиона рублей. По версии следствия, министр причастна к хищению десятков миллионов рублей, которые она якобы «заработала», предоставив заведомо ложные и недостоверные сведения о реальной стоимости работ по реализации госпрограммы по развитию и благоустройству городской среды на территории Оренбургской области. Согласно версии следствия, обвиняемые, действуя группой лиц по предварительному сговору, совершили хищение также в сумме более 73 миллионов рублей при заключении договоров по заведомо завышенным ценам на выполнение работ.
Это дело стало звеном цепочки, связанной с возбуждением в декабре 2021 года уголовного дела в отношении руководителя АНО «Центр развития архитектурной деятельности Оренбургской области» Владимира Андрющенко о причинении ущерба областному бюджету на сумму свыше 98 миллионов рублей. Третьим фигурантом дела стала Александра Сытникова, возглавляющая столичную компанию «ATLAS», которая и разрабатывала многочисленные проекты оренбургского благоустройства территорий.
За сложное дело взялся судья Ленинского райсуда Оренбурга Геворг Аветисян. Именно он рассматривал уголовное дело обвиняемого в коррупции экс-министра образования Вячеслава Лабузова, который не дожил до вынесения приговора, и его дело было прекращено в связи со смертью обвиняемого по нереабилитирующим основаниям с конфискацией имущества - семейного особняка. Аветисян в свое время отказался рассматривать по существу дело экс-министра сельского хозяйства Михаила Маслова, вернув материалы обратно прокурору, посчитав, что обвинительное заключение было составлено с нарушением. В итоге, до вынесения приговора дело так и не дошло пока, хотя Михаил Маслов был задержан еще около шести лет назад.
5 сентября Фемида приступила к рассмотрению дела троицы. Отметим, что после зачитывания обвинения у Натальи Николаевны спросили, понятно ли оно ей, чиновница как на духу с по-детски невинным выражением лица ответила:
Нет, не понятно, потому что не указано, в чем состоит моя личная корысть, и какие противоправные действия я совершила, чтобы получить эти деньги.
Министр ссылалась на то, что следователь ей не объяснил суть обвинения, сказав, что это должны сделать защитники, хотя это его обязанность. Гособвинитель Владимир Комин же отметил, что, возможно, министру не то, что не понятно обвинение, а она просто с ним не согласна. Чтобы адвокаты ввели чиновницу в курс дела, судья сделал 15-минутный перерыв.
Собственно, так и оказалось, что Ибрагимова не согласна с предъявленным ей обвинением и не признает свою вину. Правильно ей изложить свои мысли помог судья.
Вы не согласны с предъявленным обвинением полностью, потому что, как говорите, это ничем объективно не подтверждено? Значит, понимаете, о чем идет речь, в каком обмане вас обвиняют и о каких деньгах, вменяемых вам как хищение, идет речь, ведь так? - подводил к сути Геворг Аветисян.
Владимиру Андрющенко обвинение было понятно, но с ним он не согласен и своей вины не признает.
Александра Сытникова с адвокатом стали клонить на то, какие она могла превысить должностные полномочия, если не является должностным лицом, с предъявленным обвинением также не согласна.
С сентябрьской первой встречи в суде прошло уже несколько заседаний. За это время Наталья Николаевна уволилась с 14 октября 2024 года с занимаемой должности министра. Она успела стать участницей фотопроекта, посвященного культуре сарматов. Где перед объективом камеры предстала в образе сарматской женщины, оседлавшей лошадь.
12 ноября в столичном выставочном комплексе «Гостиный двор» Наталья Николаевна блистала на международном архитектурном фестивале «Зодчество». На мероприятии экс-глава минарха Оренбургской области оказалась не просто так. Совет главных архитекторов РФ и Союз архитекторов России вручили ей почетный знак «Кентавр», которым, как правило, награждаются бывшие главные архитекторы регионов. Наградной комплект включает нагрудный знак, бабочку и диплом. Данная награда была учреждена в 2003 году и вручается за заслуги в области архитектуры и госуправления, значимые отраслевые проекты и особый вклад в развитие градостроительства в целом. Видимо, подсудность награждаемой за ее «безупречную» работу никого не смутила. Экс-министр оказалась крайне довольна, ведь такая высокая оценка ее работы - очередной плюсик к смягчающим обстоятельствам.
Уже 13 ноября, оставив «кентавра» дома, Ибрагимова отправилась в суд…
В Оренбуржье следствия как правоохранительных органов, так и судебные могут длиться годами. Подсудимые же частенько отделываются штрафами или условным сроком, а то и вовсе оказываются полностью оправданными. Так, Александру Немкову, первому заместителю главы администрации Бузулука, после аж двух лет судебного следствия 25 октября 2024 года был оглашен оправдательный приговор.