В Оренбуржье по ИП ударят увеличенной стоимостью патентов

Комментарии
В закон Оренбургской области «О патентной системе налогообложения» законодателями внесены жёсткие изменения.

С 2013 года в Оренбургской области предприниматели имели возможность вместо нескольких налогов производить один патентный взнос, полученные средства пополняют бюджеты городов и районов.

В комитете ЗС области по бюджетной, налоговой и финансовой политике сочли, что старые суммы не соответствуют реальности, а потому стоимость патента решили увеличить – одним махом проиндексировать, учтя инфляцию прошлых лет – аж с 2014 года. По мнению авторов инициативы, бюджеты городов и районов региона благодаря пересмотру стоимости патента каждый год будут получать примерно на 600 млн рублей больше.

Впрочем, как отметил депутат ЗС Оренбургской области Максим Щепинов, на эту сумму поступлений вряд ли придётся надеяться - многие просто не осилят налоговое бремя. 

Итак, вариантов стоимости патента теперь будет три:

  • ИП без сотрудников;
  • ИП с сотрудниками;
  • за каждого работника.

Из списка патентов исчезнут услуги охранников, сторожей и патрулей, но в него включат услуги банковских агентов в сельской местности (в розничной торговле прием и выдача наличных). Для некоторых сфер предпринимательства установят минимальные суммы – там, где считают места, машины или квадратные метры. Например, при оказании услуг пассажирских перевозок.

Несмотря на то, что новшество было подвергнуто резкой критике, большинством голосов новая система принята:

Например, депутата Александра Трубникова оскорбил не факт увеличения стоимости патента, а... выражение, что проект закона "принимают на коленке":

Давайте уважать труд коллег, - сказал он после пылких выступлений представителей оппозиции, пытавшихся достучаться до коллег и буквально вымолить хоть какие-то послабления для представителей малого и среднего бизнеса - оставить в силе прежнюю систему или же пересмотреть её, но не кардинальным образом... 

Депутат ЗС Оренбургской области Максим Амелин, руководитель фракции КПРФ в региональном парламенте полагает, что "предлагаемый пересмотр стоимости патента носит характер резкого и экономически необоснованного повышения налоговой базы, значительно опережающего как индекс потребительских цен в Оренбургской области, так и реальную динамику доходов малого бизнеса".

Народный избранник произвёл сравнительный анализ и поделился с читателями Orenday.

Сопоставление значений по видам деятельности и группам муниципальных образований

Сравнение действующего Приложения и проекта показывает, что:

1. По ряду бытовых и сервисных видов деятельности значения потенциального дохода увеличиваются кратно, в диапазоне от 4–5 до 15–20 раз, причём рост неоднороден по группам муниципалитетов и особенно высок по 3-й группе (традиционно менее обеспеченной):

Ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий

  • сейчас для 1/2/3 группы: условно 225 000 / 180 000 / 112 500 руб.;
  • будет: порядка 1 217 000 / 1 135 000 / 1 012 000 руб.;
  • рост составляет ориентировочно в 5,4 раза по 1-й группе, в 6,3 раза по 2-й группе и в 9 раз по 3-й группе.

Проведение занятий по физической культуре и спорту (индивидуальные тренировки, секции и т.п.)

  • сейчас: около 104 300 / 83 440 / 50 000 руб.;
  • будет: те же 1 217 000 / 1 135 000 / 1 012 000 руб.;
  • рост: примерно в 11,7 раза (1-я группа), в 13,6 раза (2-я группа) и в 20 раз (3-я группа).

Услуги платных туалетов

  • сейчас: порядка 280 000 / 224 000 / 140 000 руб.;
  • будет: около 1 318 000 / 1 215 000 / 1 062 000 руб.;
  • рост: в 4,7–7,6 раза в зависимости от группы муниципальных образований.

Кейтеринг и изготовление блюд к мероприятиям

  • сейчас: ориентировочно 135 000 / 108 000 / 67 500 руб.;
  • будет: те же 1 318 000 / 1 215 000 / 1 062 000 руб.;
  • рост: в 9,8–15,7 раза.

2. Для ряда видов сельскохозяйственной деятельности (растениеводство и др.) значения потенциального дохода в проекте, как правило, увеличены примерно в 2 раза по отношению к действующим величинам, причём во многих случаях – одинаково для всех трёх групп муниципалитетов. Таким образом, по сельхозблоку рост ближе к простому «удвоению», тогда как для сферы услуг и бытового сектора рост в 5–20 раз становится правилом, а не исключением.

3. В ряде случаев проектом фактически уравниваются значения для разных видов деятельности и разных групп муниципальных образований (например, один и тот же набор высоких значений ставится для массового набора разнородных услуг), что свидетельствует не о точной экономической оценке, а о механическом, шаблонном подходе к формированию показателей.

Такое многократное увеличение показателей по группам муниципальных образований, особенно по 2-й и 3-й, означает де-факто резкий рост налоговой нагрузки на индивидуальных предпринимателей, работающих в менее благополучных территориях, где платёжеспособный спрос и так ограничен.

 Сопоставление с индексом инфляции и экономическими условиями

По данным Банка России, годовая инфляция в Оренбургской области в июне 2025 года составила 10,36 % в год.

Росстат в специализированных материалах по инфляционным процессам в Оренбургской области указывает, что по отдельным группам товаров максимальные индексы цен за пятилетний период не превышали порядка 130–133 %, то есть рост цен за несколько лет выражается увеличением в 1,3 раза, а не кратным ростом в 5–15 раз.

Фактически законодательно закрепляется кратное увеличение налоговой базы, не коррелирующее с индексом потребительских цен и реальной динамикой оборотов малого бизнеса.

Максим Амелин подчёркивает:

Нововведение...

  • не содержит надлежащего экономического обоснования резкого кратного увеличения потенциально возможного дохода (отсутствуют расчёты по структуре выручки, затрат, рентабельности, анализ статистики по муниципалитетам, по видам деятельности и т.п.).
  • приводит к дисбалансу между видами деятельности: для одних отраслей (растениеводство) рост ближе к формальной индексации (≈2 раза за несколько лет), для других (спорт, дизайн, бытовые услуги, общественное питание, услуги туалетов) – речь идёт о десятикратном и более увеличении налоговой базы без какого-либо учёта специфики рынка и доходности.
  • фактически усиливает дифференциацию нагрузки по группам муниципальных образований, причём в ряде случаев увеличение показателей по 3-й группе (экономически более слабые территории) опережает рост по 1-й группе (крупные города, административный центр).

 

Уважаемые читатели, ждём вас в наших группах в Telegram, а также MAX.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ : Посмотреть еще
Поделиться
Прежде чем оставить комментарий, пожалуйста, ознакомьтесь с Правилами комментирования портала. Оставляя комментарий, вы подтверждаете ваше согласие с данными правилами и осознаете возможную ответственность за их нарушение.
Сервис комментирования материалов сайта orenday.ru не является частью сайта Orenday, а предоставлен сервисом cackle. При размещении комментария редакция сайта в целях Вашей безопасности просит не размещать персональные данные, а при их размещении ознакомиться с политикой конфиденциальности сервиса cackle, поскольку обработка персональных данных осуществляется сервисом cackle самостоятельно. *
  • Основная форма комментариев
Комментарии для сайта Cackle

№ 135448