Ленинский райсуд Оренбурга вновь встретил троицу, которая разработкой проектов благоустройства малых городов региона и дизайн-кода областного центра причинила казне области ущерба более чем на 73,5 миллиона рублей.
К 11:30 26 сентября в Ленинский районный суд Оренбурга прибыла Наталья Ибрагимова, министр архитектуры и пространственно-градостроительного развития Оренбургской области, вместе со своими защитниками.
На скамье подсудимых также два ее соучастника - руководитель оренбургского АНО «Центр развития архитектуры и городской среды» Владимир Андрющенко и директор столичной компании «ATLAS» Александра Сытникова, которые обвиняются в мошенничестве - спланированном хищении обманом бюджетных средств.
Напомним, что 5 сентября заседание отложили, потому что сначала министр не могла понять, в чем ее обвиняют, а потом одному из адвокатов потребовалось забирать ребенка из детского сада. Судья Геворг Аветисян пошел им на уступки.
Заседание продолжилось 6 сентября, на котором оглашали обвинения по второму эпизоду уголовного дела по статье «Мошенничество», то есть хищение бюджетных денег в особо крупном размере путем обмана группой лиц. Было указано, что при разработке дизайн-проектов благоустройства семи малых городов Оренбургской области (Гай, Абдулино, Сорочинск, Кувандык, Ясный и др.) по нацпроекту «Формирование комфортной городской среды» из бюджета в период с 1 октября 2020 года по 24 июня 2021 года были похищены порядка 19 миллионов рублей, чем причинен материальный ущерб в особо крупном размере Оренбургской области.
К началу процесса в зале не появились двое завсегдатаев разбирательства - Жанар Курманбаев, представляющий интересы правительства региона и.о. заместителя министра сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской областии, и один из защитников Александры Сытниковой.
Часть вещественных доказательств занесли в двух коробках: мобильные телефоны (почти все айфоны) жёсткие диски, планшет, ноутбуки.
Был приглашен Дмитрий Куракин, технический специалист по защите информации прокуратуры области. Перед исследованием вещественных доказательств Наталья Ибрагимова высказала желание дать показания. Гособвинитель высказал протест, поскольку предполагалось исследование вещдоков. Защитники просили, чтобы специалист послушал речь Ибрагимовой, а уже после после приступил к изучению вещдоков.
Судья даже взял УПК РФ, чтобы прояснить, как следует поступить, а затем постановил прервать процесс исследования вещественных доказательств и разрешить словоохотливому министру дать показания.
Текст своей речи Наталья Николаевна писала сама. Около часа она вещала суду о себе, минархе и о том, что на неё практически устроили гонение, ни слова не упомянув о том, куда же бюджетные деньги делись. Минарх, по её мнению, демонизировали, все старания в работе перечеркнули бесконечные проверки. Волнение чиновницы было видно по её дрожавшим руках, в которых она держала листок с речью.
Архитерктор - профессионал, который имеет широкий горизонт планирования, оперирует в своей деятельности разными масштабами, всегда социально направлен, организатор среды и вообще организатор всего, потому что деятельность архитектора окружает нас повсюду. В связи с его работой затрагиваются интересы бизнеса и огромного круга лиц, зачастую обладающих мощными административными и финансовыми ресурсами. Эти интересанты не всегда готовы на изменения, привычных сформированных связей, не готовы на прозрачность правил градостроительной деятельности, на широкую огласку и более жесткие требования и контроль. В связи с этим, со всей своей деятельностью архитектор, тем более государственный служащий, вынужден сталкиваться с не пониманием его труда, негативом, откровенной травлей и агрессией СМИ, среди блогеров, анонимных каналов, формирующих общий фон, демонизирующих профессию и должность, - высказалась министр.
По словам Натальи Ибрагимовой, в 2019 планировали, что за мастер-план Оренбурга и Соль-Илецка 250 млн. рублей должен был заплатить АО «Дом.РФ», но компания не включила Оренбуржье в свою программу на 2020 год. Тогда правительство Оренбургской области в лице министерства архитектуры и АНО «Центр развития и архитектурной деятельности» самостоятельно провели конкурс и выбрали подрядчика для изготовления мастер-плана Оренбурга. И на тот период УФАС никаких нарушений не выявил.
Также Наталья Ибрагимова рассказала, что с Александрой Сытниковой познакомилась в 2017 году. Тогда будущий министр работала в «Архитек», а Сытникова в КБ «Стрелка». Их сотрудничество было связано с предстоящей реконструкцией набережной Урал. В дальнейшем они общались по теме создания мастер планов.
Обвиняемая поведала, что ООО «ATLAS», в котором в дальнейшем работала Александра Сытникова, на безвозмездной основе выполнила несколько работ для городов Оренбургской области. Кроме того, она опровергла обвинения в том, что она указывала своим подчиненным и директору АНО «Центр развития и архитектурной деятельности» Андрющенко заключить контракт именно с ООО «ATLAS».
В переписке с Сытниковой с моей стороны не было озвучено, даже в переписке с третьими лицами, что я давала поручение обратиться в конкретные компании с конкретными суммами. Мое участие сводилось только в том, что я была председателем правления АНО в определенный период времени. Это была первая автономная некоммерческая организация в области, созданная по рекомендации Минстроя РФ. Сфера этой организации была направлена на развитие и благоустройство городов. Меня как главного архитектора субъекта поставили председателем. Кроме того, департамент архитектуры только образовали в январе 2020 года. Штат департамента не был укомплектован. Я пришла в ноль, у меня даже не было кабинета. Я как директор департамента должна была укомплектовать штат, найти квалифицированных специалистов, организовать работу, заниматься учредительными документами департамента, оборудованием, самим местом работы. Учитывая, что в департаменте был только секретарь, это было крайне непросто, и точно мне было не до хозяйственной деятельности АНО, для этого был директор организации. Моя задача состояла в организации деятельности департамента, участие в правлении АНО, коммуникации с федеральными органами власти и привлечение в область средств на благоустройство, путем участия в конкурсах...
Местами, читая текст, чиновница и голос повышала, и руками размахивала, и делала интонационные акценты. В конце показаний Наталья Николаевна пустила слезу:
Я абсолютно невиновна в том, что следствие попыталось сфабриковать в 51 томе, начиная с моей деятельности, - заключила обвиняемая.
Напомним, в октябре 2020 года оренбургским АНО «Центр развития архитектуры и городской среды» был подготовлен расчет расходов на разработку концепций благоустройства по заведомо завышенной цене - в то время Наталья Ибрагимова еще занимала должность директора департамента архитектуры и пространственно-градостроительного развития Оренбургской области. По расчетам составили смету работ, которые изначально предполагалось выполнить силами столичной компании «ATLAS», ее сотрудники вместе с руководителем Александрой Сытниковой даже подготовили фиктивные коммерческие предложения с ценой на выполнение данных работ, якобы, от других организаций. Смета потянула на 45 миллионов рублей. Потом фигуранты дела предложили увеличить субсидию АНО на 2021 год на благоустройство городской среды до 60 миллионов рублей. Реальная же цена разработки проектов благоустройства была гораздо ниже – всего порядка 22 миллионов рублей.
Из первого обвинения следует, что Ибрагимова, Андрющенко и Сытникова, вступив в сговор и распределив роли, в период с 1 сентября 2019 года по 25 декабря 2020 года, заключили договор на выполнение проектов по благоустройству с подконтрольной фирмой «ATLAS» по завышенной цене - в 149 999 999 рублей. Эти проекты касались разработки дизайн-кода областного центра, проектов благоустройства городов Соль-Илецка, Новотроицка, Бузулука и Бугуруслана.
Изначально была составлена заведомо завышенная смета работ, в которую были внесены недостоверные сведения, на основании которой АНО получила из бюджета на 2020 год субсидию на данные работы в размере 161,3 миллиона рублей, обманув при этом региональный минфин. При этом реальная стоимость работ скрывалась от третьих лиц. После был проведен формальный конкурс на выполнение данного вида работ, обеспечивший победу в «ATLAS». Работы были выполнены московской компанией, подписаны акты приемки выполненных работ, оплачены, а разницу в половину от этой стоимости фигуранты уголовного дела положили себе в карман, а это более 73,5 миллионов рублей, которыми обвиняемые завладели незаконно. Реальная стоимость работ была подтверждена экспертизой. Правда, адвокаты настаивали, что изначально сумма почти в 150 миллионов рублей была ориентировочная.
Министр не признаёт вины в содеянном. Защита считает обвинение необоснованным, как и другие фигуранты дела.