В Оренбурге чтут и помнят блокадников Ленинграда

Комментарии
27 января – особый день для нашей страны. В 1944 году произошло полное освобождение советскими войсками жителей Ленинграда от блокады. В этот день в разных уголках страны, в том числе и Оренбурге, проходили мероприятия, посвященные героической обороне города, подвигу обычных людей, дух которых не сломила длительная осада города и страшные испытания голодом и бомбежками.

Блокада Ленинграда продолжалась 872 дня. По разным данным, за эти страшные годы погибли от 400 тысяч до 1,5 миллионов человек. 78 лет прошло со дня освобождения Ленинграда, а для блокадников те ужасные дни, когда на глазах погибали их близкие, до сих пор отдаются болью.

К сожалению, чем дальше от нас уходят те военные годы, тем меньше среди нас остается живых свидетелей тех страшных событий. Так в настоящее время в Оренбуржье проживают всего 37 человек, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда».

Одна из них - Валентина Петровна Мусина – бойкая и радушная, с горящими глазами и белыми как снег волосами. Именно ее отправился навестить и поздравить Вадим Бикбов, депутат Оренбургского городского Совета.

Незадолго до визита народный избранник признался, что равнодушным к этой женщине остаться нельзя, ведь столько света и добра от нее исходит! Не один год депутат знаком с Валентиной Петровной.

Для меня важно, чтобы и ветераны Великой Отечественной войны, и блокадники, а их осталось не так много, знали, что их ценят, чтут и благодарят за мирное небо над головой, за их подвиги, отвагу, силу не только в День Победы. Как депутат я регулярно приезжаю к ним и помогаю, - рассказал Вадим Гизитдинович.

Валентина Петровна встретила нас вместе со своей дочерью и зятем.

Именно они настояли, чтобы женщина перебралась в Оренбург пять лет назад из Черкесска, где она прожила практически всю жизнь. Неспокойно дочери было, что мама там одна.

Воспоминания из детства Валентины Петровны похожи на тысячи других таких же блокадников. Кроме горя, потерь и страданий они ничего не знали, а лишь верили и ждали, что этот кошмар закончится.

Тогда все время хотелось кушать. Дикий ужас мы испытывали от бомбежек, думали, что вот-вот очередная бомба угодит в наше убежище. На семью мы получали в сутки 125 грамм хлеба, продержаться на нем было просто невозможно. Бабушка и мама еще умудрялись от своих кусочков отломить, чтобы нас накормить. Приходилось искать хоть что-то, что можно было съесть. В ход шли картофельные очистки, лебеда, - вспоминает блокадница.

В один из тех страшных дней 14-летний брат женщины отправился с карточками за положенным хлебом, но хулиганы отобрали у мальчишки единственную возможность получить хоть на какое-то продовольствие. Такие случаи были не редкими, более сильные и уже обезумевшие от голода забирали карточки у слабых, не задумываясь, что эти несчастные крохи хлеба ждала целая семья. Расстроенный и избитый ребенок вернулся к родным. Было без слов понятно, что произошло. Мальчишка молча лег спать, отвернувшись к стенке. А утром не проснулся. Не перенес потрясения.

Когда все родные умерли: мама, бабушка, два брата, мы остались с сестрой совсем одни. Мне было девять лет, сестре – восемь. Как-то за нами пришла молоденькая девочка. Мы сидели в квартире молча, даже пискнуть не могли, не то, что плакать. Она привела нас в приемник, усадила в угол и ушла, никому ничего не сказав. Обнаружили нас только вечером. Сразу забрали, постригли наголо, одели чистенько, дали поесть и спать положили. Некоторое время спустя нас эвакуировали в тыл, где немцы не бомбили, - рассказала Мусина.

Детей вывозили из Ленинграда в безопасное место на катере. В тот день их поделили на две группы: совсем малыши и школьники. Когда судно шло по озеру, фашисты начали атаковать с неба. Катер с малышами пошел на дно вместе с детьми. Лодка с Валентиной Петровной и ее сестрой добралась до места назначения.

Потом нас перевезли в Ульяновск в детский дом. Мы там, наконец, немного от всего отошли и даже начали гулять. Летом и вовсе в лагерь вывозили. Мы часто с детьми убегали в поля, где трескали морковку и капусту. Так и выжили!

После окончания войны девчонок из детского дома забрал их дядя. Совсем юным он сбежал добровольцем на фронт и дошел до Рейхстага. Родственник увез сестренок на Кавказ. Там они выросли, вышли замуж.

У меня родились двое сыновей и дочка. Так получилось, что мальчики мои раньше времени умерли, погиб и внучок от одного из сыновей. Дочка уже в это время жила в Оренбурге. Она после окончания школы уехала в Калининград, а как получила диплом, ее направили на Байконур, где она познакомилась со своим мужем, уроженцем Оренбуржья. Они долго уговаривали меня переехать к ним в степную столицу. Я не могла решиться, ведь там до сих пор живет моя сестренка.

Валентина Петровна не жалеет, что судьба привела ее в Оренбург. Здесь она помогает воспитывать правнуков, учит жизни внуков и всегда находится рядом с любимой дочерью. Отметим, что бабушка даст фору любому - она не жалуется, несмотря на преклонный возраст, на здоровье и не бегает по врачам, пробежки случаются исключительно в турнирах с правнуками, активно помогает полоть грядки и сажать огурцы, разбирается в политике и печет потрясающие пироги.

Сколько бы горя я не перенесла, я могу назвать себя счастливым человеком. Видите, ко мне в гости даже депутат приходит, кто еще таким может похвастаться! – говорит она и делится секретом. – Ни в коем случае нельзя унывать, что бы ни случилось. Тогда все будет в порядке!

 

Уважаемые читатели, ждём вас в наших группах в Telegram, а также MAX.

 
Поделиться

№ 96045