ВидеоПортал
УПСК 5
Главная / Архив новостей

Что вижу, то сдаю: на самом ли деле камеры-треноги помогают снизить аварийность?

Реклама на сайте
В начале 2020 года на дорогах Оренбуржья появились камеры видеофиксации нарушений ПДД. Для водителей это стало неожиданностью - о таких нововведениях широкую общественность никто не предупреждал. У оренбуржцев возникли вопросы, а с треногами стали бороться: останавливать перед местом установки камер автомобили с открытым капотом, предупреждать водителей самодельными знаками и яро критиковать появление операторов на обочинах. Дело доходило и до рукоприкладства, причем некоторые особо ушлые борцы выкладывали видеозаписи конфликтов в соцсети, не стесняясь своих преступных действий. Правда, за ними следовали разбирательства с правоохранителями, но это уже в общий доступ не выходило - видимо, не очень предусмотренные законом последствия сочетаются с образами самоназначенных народных героев.
Что вижу, то сдаю: на самом ли деле камеры-треноги помогают снизить аварийность?

Проведем небольшой экскурс в историю вопроса, чтобы все-таки понять, откуда эти камеры появились и зачем они вообще нужны.

Все новое - хорошо побитое старыми
Камеры видеофиксации на Нежинском шоссе заставляют водителей снижать скорость до 50 километров в час, а то и ниже. И если в пределах города такие темпы передвижения многие еще способны сохранять, то ограничения на загородной трассе автовладельцы не могут ни понять, ни принять. Отследить логику установки треног не у всех получается. Зачем они там, на трассе? Ведь, кажется, что такие ограничения здесь не к месту.

Зачем, понимают местные жители. Они хорошо помнят страшные ЧП со смертельными исходами на Нежинской трассе, когда водители на высокой скорости сбивали пешеходов или допускали лобовые столкновения автомобилей.

Методика определения мест размещения «технических средств автоматической фотовидеофиксации нарушений» (стационарных и мобильных) разрабатывалась институтом РосдорНИИ вместе с ГИБДД и Росавтодором в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги». Регламент рекомендует устанавливать камеры в местах концентрации ДТП (участок дороги, где за год произошло три и более ДТП одного вида или пять или более ДТП любого вида), а также потенциально аварийно-опасных участках (отрезок дороги, где произошло три и более ДТП с материальным ущербом одного вида).

В Оренбургской области в 2020 году работали 147 стационарных и 95 передвижных комплексов.

- Комплексами фиксируются такие виды нарушений, как превышение скоростного режима, проезд перекрестка на запрещающий сигнал светофора, невыполнение требований ПДД об остановке перед дорожной разметкой 1.12 «стоп-линия» при запрещающем сигнале светофора, а также выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, движение по обочине, непредставление преимущества в движении пешеходам на нерегулируемых пешеходных переходах, - комментирует Андрей Костёнков, начальник УГИБДД УМВД России по Оренбургской области. - Полномочиями по заключению госконтрактов на эксплуатацию и обслуживание комплексов в регионе наделено Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области. Управлением ГИБДД ежемесячно направляются координаты для размещения передвижных комплексов фотовидеофиксации. Установка комплексов определяется по предложениям начальников территориальных подразделений Госавтоинспекции с учетом анализа мест концентрации ДТП, аварийно-опасных участков улично-дорожной сети, а также мест с высокой вероятностью возникновения ДТП.

Эти комплексы являются собственностью Оренбургской области. Решение о размещении средств видеофиксации, как стационарных, так и передвижных принимается должностными лицами ГИБДД с учетом аварийности и мест концентрации ДТП. Каждый месяц на основании данных, которые нам предоставляют, составляем план средств фото- и видеофиксации, - рассказывает Евгений Буглаков, начальник отдела функционирования единой системы автоматизированной фиксации нарушений ПДД ГУДХОО. - Денежные средства с административных штрафов за нарушение правил дорожного движения, все до единой копейки, это я могу сказать со стопроцентной уверенностью, идут в дорожный фонд области.

Какие они, «глаза» на дорогах?
Водителей смущает не только внезапное появление камер на дорогах, но и возможные ошибки системы: насколько эти треноги надежны, не настраивают ли их операторы на намеренные ошибки, чтобы выставить побольше штрафов?

Андрей Костёнков объясняет: если при проведении анализа фотоматериалов, поступивших в ЦАФАП для дальнейшего вынесения постановлений по делам об административных правонарушениях, выявляется, что места фиксации нарушений ПДД не соответствуют плану-заданию на их эксплуатацию, фотоматериалы к дальнейшей обработке не принимаются. То есть выставить камеры по каким-то своим параметрам или просто неправильно не получится.

Системы, работающие в автоматическом режиме, бывают переносными (фиксируют только превышение скорости). Есть и мобильные камеры (размещаются в машинах ДПС и общественном транспорте, видят превышение скорости, нарушение правил парковки и правил оплаты проезда для тяжелых грузовиков) и, наконец, стационарные. Последние устанавливаются на столбах или других опорных конструкциях и способны фиксировать самые разные виды нарушений.

Сейчас водители в массе своей привлекаются к административной ответственности не инспекторами ГИБДД, которые выписывают штраф на месте, а посредством именно камер фотовидеофиксации. Сотрудник ГИБДД не может в круглосуточном режиме контролировать дорогу, а устройства могут - они буквально фильтруют весь транспортный поток в светлое и темное время суток, фиксируя целый ряд водительских грехов. Современная дорожная камера может делать до 25 высококачественных фотографий в секунду. Камера обучена безошибочно выявлять на кадрах руль, руки, ремень безопасности, по заданным алгоритмам распознавать признак нарушения.

Основное нарушение Правил дорожного движения, фиксируемое камерами, - превышение максимальной разрешенной скорости. Но системы способны видеть массу других действий, за которые полагается штраф. По информации ГИБДД, в Оренбуржье комплексами автоматической записи фиксируются: проезд перекрестка на запрещающий сигнал светофора, невыполнение требований ПДД об остановке перед дорожной разметкой 1.12 «стоп-линия» при запрещающем сигнале светофора, а также выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, движение по обочине, непредставление преимущества в движении пешеходам на нерегулируемых пешеходных переходах.

Большой брат и его семья
Участие частных компаний в видеофиксации нарушений на дорогах уменьшает уровень аварийности - к такому выводу пришло Минэкономразвития в своем докладе «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Ведомство опровергло утверждение, что бизнесмены устанавливают камеры в местах с наибольшим числом нарушений, а не на потенциально опасных участках. В итоге частные камеры, по данным Минэкономразвития, оказались эффективнее государственных. Они снизили аварийность почти на 20%.

С этим согласен и автоэксперт, партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто. По его словам, частные компании получают вознаграждение в зависимости от числа штрафов, но это способствует снижению уровня аварийности.

В Оренбуржье за 2019 год после установки стационарных комплексов фотовидеофиксации ликвидировано семь мест концентрации ДТП (Оренбург: пр-т Гагарина, д. 58/1; ул. Волгоградская, д. 26; ул. Терешковой - ул. Хабаровская; пр-т Победы - ул. Степана Разина, ул. Пролетарская - ул. Шевченко; Новотроицк: ул. Советская, д. 84, автотрасса М5 «Урал», 25-й км, подъезд к пункту пропуска «Орск»). За тот же 2019 год передвижные комплексы избавили оренбуржцев от девяти мест концентрации ДТП (Оренбург: ул. Гражданская, д. 40/1; ул. Донгузская, стр. 5; ул. Терешковой, стр. 154/2; Пролетарская, стр. 271; автотрасса Оренбург - Беляевка, 12-й км; М 5 «Урал», 25-й км, подъезд к пункту пропуска «Орск»; Оренбург - Илек - граница с Казахстаном, 5-й км; Казань - Оренбург - Акбулак - граница с Казахстаном, 694-й км; обход Оренбурга, 6-й км).

В 2020-м за девять месяцев в местах установки стационарных комплексов ликвидировано 12 мест концентрации ДТП (Оренбург: ул. Терешковой - ул. Орская, ул. Цвиллинга - ул. Рыбаковская, ул. Пролетарская, д. 267, проезд Газовиков в районе стр. 11а по проезду Промысловому, пр. Победы, д. 154, пр. Победы, стр. 118 (д. 89), пр. Гагарина, д. 56, ул. Родимцева - ул. Брестская, ул. 8 Марта - ул. Володарского, пр-т Гагарина - ул. Восточная,
автотрасса Казань - Оренбург - Акбулак - граница с Казахстаном, 686-й км и 708-й км).

Треноги помогли ликвидировать пять мест концентрации ДТП (Оренбург: ул. Салмышская, д. 52, трасса М5 «Урал» (6-й км, а также 14-15,5-й км подъезда к пункту пропуска «Орск»), подъезд к Оренбургу от М5 «Урал» (410 км 35 м по 410 км 600 м), М 5 «Урал» (342 км 500 м по 343 км 020 м подъезда к пункту пропуска «Орск»).

В Минэкономразвития подчеркивают, что сотрудничество с частными компаниями позволяет создавать «комплексный объект», куда входят не только сами камеры, но и интеллектуальные системы управления дорожным движением и видеонаблюдения. А появление этих систем - уже совсем скорое будущее.

Впереди водителей ждет еще немало нововведений, - рассказывает пресс-секретарь НП «ГЛОНАСС» Ярослав Федосеев. - В 2022 году будет запущена система, которая сможет оповещать МВД и ГИБДД о случаях резкого торможения автомобилей на дорогах. Данные из внутренних систем автомобиля будут передаваться на цифровую платформу «Автодата».

Федосеев пояснил, что у платформы не будет возможности понять, кто сидит за рулем автомобиля и кому принадлежит транспортное средство, она будет получать информацию лишь об экстренном снижении скорости. Обработав полученные данные, можно будет определить потенциально опасные участки и принять меры безопасности, например, установить дополнительные знаки, обновить асфальт или изменить скоростной режим.

Больше того, камеры появятся и на самих автомобилях, рассказали в Росстандарте: на автомобили, собранные в России, планируется устанавливать датчики оповещения водителя о потенциальном нарушении Правил дорожного движения. Системы помощи будут способны распознавать разметку, дорожные знаки и сигналы светофоров, для них уже готовится новый национальный стандарт (ГОСТ Р) «Системы распознавания объектов инфраструктуры...». Система будет видеть знаки, разметку и сигналы светофоров с помощью специальных камер, после чего полученные данные будет анализировать вычислительный модуль, а затем передавать их водителю на экран или звуковым сообщением. Он сможет распознавать знаки и сигналы светофора на расстоянии от 30 до 100 м и сможет работать при скорости автомобиля до 150 км/ч.


Видео реклама

№ 81078
коллекция
Продается здание