Иск о банкротстве в суд в конце ноября прошлого года инициировало ПАО «Сбербанк», которому предприятие, открывшееся недавно с помпой при участии губернатора в селе Покровка Новосергиевского района, задолжало по кредитам около 7 миллиардов рублей. Его рассмотрение началось 1 февраля.
Между тем, 9 января, в первый рабочий день нового года, на заводе случился крупный пожар (его площадь составила 7 000 квадратных метров), уничтоживший все производство. Возгорание здесь по повышенному рангу №3 тушили более девяти часов, на месте работал даже пожарный поезд. Этот завод располагается в двух десятках метров от жилых домов, и все это время распространялся едкий запах и черный дым. Всего в ликвидации ЧП и работе с населением были задействованы 130 человек и 45 единиц техники. Региональный Следком по факту пожара сразу возбудил уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности при ведении строительных или иных работ, если это повлекло по неосторожности причинение крупного ущерба».
К счастью, никто не пострадал, все сотрудники завода успели покинуть свои рабочие места. Уже через пару дней в правительстве региона заявили, что производство будут восстанавливать, а все рабочие места будут сохранены с выплатой зарплаты. Завод, несомненно, оказался застрахован.
8 февраля в зале суда обстановка была накаленной. Представитель должника - молоденькая девушка - молчала, отдав все на волю суда. Позицию заявителя отстаивали аж три представителя. Но больше всего выступал представитель третьего лица - банка ВТБ, благодаря которому ОЗПЦ не был признан банкротом с назначением процедуры наблюдения еще 1 февраля, когда в судебном заседании был объявлен перерыв. Дело в том, что в иске кредитор, как и полагается, сразу заявил организацию, с которой работает и из которой должен быть назначен банкроту арбитражный управляющий. На это право выбора, как правило, и рассчитывает кредитор, первым подавший иск, но только не в этом случае.
Банк ВТБ, которому завод промышленного цинкования тоже должен, но меньшую сумму - чуть более 1 миллиарда рублей, воспротивился, заявив, что Сбербанк является аффилированным лицом, так как владеет долей в уставном капитале завода.
В августе 2018 года, после приобретения акцизов дочерних предприятий, ваш банк поменял директоров всех четырех заводов, входящих в группу компаний «Уралэлектрострой», и поставил своего человека (антикризисного менеджера). 3 сентября завод заключил с главным кредитором генеральное соглашение, по которому все доходы идут на внесение текущих платежей лишь одному этому банку. В ноябре, несмотря на то, что едва открыл заводу новую кредитную линию, банк инициировал иск о признании завода банкротом, - обосновал свою позицию представитель банка ВТБ, требуя от суда назначить при введении процедуры наблюдения независимого временного управляющего, а не того, которого рекомендует Сбербанк. - То есть основной кредитор раньше контролировал деятельность предприятия и теперь хочет процедуру банкротства держать под контролем, чтобы в случае реализации имущества другие не получили ничего.
По нашим сведениям, кредитных обязательств у завода промцинкования сегодня не меньше 10 миллиардов рублей (около 200 миллионов долг и перед банком «Русь»). А имущества, по сути, никакого, одни обгоревшие стены. Юристы заявителя всячески пытались убедить суд, что аффилированными лицами они не являются, выгоды никакой не получали, напротив, несут расходы в связи с иском.
- Мы не делили ничей каравай и имеем право на выбор СРО для назначения арбитражного управляющего, которому доверяем и с которым работаем, поскольку несем имущественные расходы. Вы же хотите лишить нас этого законного права. На сегодняшний день степень исполнения контрактов завода близка к 100 процентам. Действия же ВТБ банка могут привести к реализации имущества и срыву контрактов, - заявили представители основного кредитора. - Последний кредит заводу мы выдали как раз на то, чтобы он смог завершить контракты, от выполнения которых зависела возможность расплатиться с нами за открытые кредитные линии. Это была попытка оздоровить предприятие, находящееся на грани банкротства.
Каким образом могут быть ущемлены права заявителя, если будет назначена независимая саморегулируемая организация, ведь она будет действовать в рамках закона? При назначении же вашего управляющего, боюсь, мы не сможем получать часть информации, а собираемся оспаривать сделки, если потребуется, - стоял на своем другой кредитор.
В итоге, судья поддержала банк ВТБ и в качестве конкурсного управляющего назначила ОЗПЦ саморегулируемую организацию арбитражных управляющих субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса «СЕМТЭК». Заявитель был несколько расстроен. Следующее заседание состоится 7 марта, когда суд определится с кандидатурой управляющего, и тогда на предприятии будет введена процедура наблюдения.
ДОСЛОВНО
Юрий Берг, губернатор Оренбургской области - о будущем завода промышленного цинкования (в эфире радио «Комсомольская правда»):
На днях проводил совещание. На заводе проблема с собственником. В настоящий момент собственник - Сбербанк - поставил своих менеджеров. Сегодня решается вопрос со страховкой, ждем заключения страховой компании. А вообще в планах восстановление этого завода, надеемся, что это будет сделано. Я бы не сказал, что этот завод - махина, это небольшое по меркам уральских заводов производство. Там три завода: два завода производят линии электропередач и опоры освещения, а завод цинкования нужен для оцинковки продукции первых двух заводов, друг без друга они не нужны, либо продукцию этих двух заводов придется возить куда-то на цинкование, что приведет к удорожанию конечной стоимости. Собственнику всей этой группы легче восстановить завод, так что ждем страховых выплат. Людей не сокращали, кому-то нашли работу на это время по месту жительства, тем же, кто находится в вынужденном простое, выплачивают заработную плату.