Уборочная страда в разгаре, а комбайны заправлять нечем

Комментарии
Урожай в этом году сельчане вырастили хороший, но одна беда - нет денег на солярку, чтобы убрать рожь и пшеницу в закрома.

Нашу область принято считать аграрной. Половина населения проживает в поселках и деревнях, а дела там идут далеко не блестяще. Причем загибаются даже передовые хозяйства области.

 

Племзавод имени Свердлова до недавней поры считался самым крепким хозяйством Тоцкого района. Документы арбитражного суда говорят о том, что племзавод из-за долга в 200 тысяч рублей могут признать банкротом.

Что происходит в хозяйстве, как оно живет - ответы на эти вопросы было решено найти на месте. Вместе с представителем Общественной палаты отправился в путь и журналист «Комсомолки».

 

Счета и имущество под арестом

От Оренбурга до Тоцкого 200 километров плюс еще 70 вглубь района. Половина районной дороги - асфальт, остальная отсыпана гравием. Местные рассказали, когда в 2009 году на 80-летний юбилей племзавода приезжал Алексей Чернышев, его джип увяз в грязи по уши. Тут же было принято решение заасфальтировать дорогу до завода. Хозяин Белого Дома поменялся, работы по облагораживанию трассы свернули.

В двухэтажном здании правления пусто. Жизнь теплится лишь в приемной директора. Встревоженная нашим появлением секретарь объяснила, что племзавод продан с аукциона в рамках плана обязательной приватизации и теперь у оренбургского предприятия столичные хозяева. Новые владельцы прислали нового руководителя, прежний вышел на пенсию.

- Обстановка сложная, - признался главный инженер племзавод, уроженец здешних мест Кадыр Муссалимов. - В начале года счета и имущество хозяйства арестовали за просроченные платежи - 30 миллионов рублей банковских кредитов и 10 миллионов рублей - долги по налогам. Теперь хозяйство живет только на доход от молока. Каждый день сдаем на молкомбинат около 10 000 литров и получаем примерно 130 000 рублей. Молочные деньги большей частью идут на зарплату, закупку горючки для каждодневных нужд - сенокоса, подвоза доярок на летние станы. Но судебные приставы эти деньги хотят пустить на погашение кредитов.

«Запорем уборочную - на хозяйстве можно ставить крест»

Поспели хлеба, а в хозяйстве все емкости под ГСМ пусты и денег нет. Не за горами посев озимых, заготовка силоса.

- Озимые хорошие уродились, - отметил Кадыр Савинович, - но, если рожь еще с неделю продержать на корню, колос начнет осыпаться. Горючки нет, мы вынуждены дать механизаторам выходные.

- Пустить бы на уборку субсидии от государства - около 30 миллионов рублей в год, но эти деньги автоматически идут на погашение долга. Недавно поступило 4,1 миллиона рублей на племенной скот, но судебные приставы тут же отдали эти деньги в пенсионный фонд. Если уборочную запорем, на хозяйстве можно ставить крест, - вздохнул Кадыр Муссалимов.

И дальше снова в речи замелькали «пеня», «кредиты», «налоги», «арестованные счета».

Цена вопроса уборки - 5 миллионов рублей. Для такого сельхозпредприятия сумма невелика, но взять ее негде.

Новые хозяева, по идее, должны сделать все, чтобы вывести хозяйство из долговой ямы…

 

Накрасить губы буренкам

Переговоры с руководителем предприятия, которые были начаты еще по телефону, завершились успехом лишь к девяти вечера.

Как только посланник из Белокаменной вышел из джипа, тут же высказал претензии к местным системам коммуникаций.

- Представляете, здесь даже радио не ловит, телевизор всего две программы показывает! - хмыкнул сорокалетний генеральный директор племзавода Андрей Антонов.

Депрессию москвича понять можно - для столичного человека жизнь в степном поселке равносильна ссылке.

- Раньше я в милиции служил, работал старшим оперативным следователем, - рассказал этапы своей биографии Андрей Васильевич.

А здесь степь, коровы, назойливые кредиторы и квартира с тазиком вместо ванной.

- Каким образом вы планируете вывести завод из провала и обеспечить светлое будущее? - интересуемся мы.

- Бизнес-план простой. Хочу, чтобы здесь стоял белоснежный коровник, а в нем 1200 буренок с накрашенными губами и ромашками в рогах, - то ли в шутку, то ли всерьез заявил москвич.

И затем, сколько мы не пытались разговорить собеседника, ничего конкретного о его планах по реанимированию предприятия так и не смогли узнать.

 

«Отечество в опасности!»

Экс-директор хозяйства Михаил Шоков так же, как и главный бухгалтер, расплачивается своей пенсией за долги хозяйства. Когда завод брал кредит, им пришлось поручиться перед банком. Свердлово продали вместе с долгами, новые хозяева не спешат выплачивать долги, и судебные приставы даже часть пенсии по инвалидности забирают у Михаила Ивановича на погашение кредитов.

- Отечество в опасности! - не стал скрывать своей тревоги Михаил Шоков, который рулил заводом больше 20 лет. - В конце апреля я ушел с должности, до сих пор новые хозяева не подписали со мной акт сдачи-приемки имущества. Насколько мне известно, новый хозяин не вложил в хозяйство ни копейки. Посевную провели благодаря тому, что семена и техника были заранее подготовлены. Сейчас нужно убирать хлеб, а горючего нет. Если будет банкротство, люди останутся без работы! Есть доярки, у которых пятеро детишек… Как им свою ораву кормить, обувать, одевать и в люди выводить?!

 

Зато чиновники при окладах

Некоторые считают, что в банкротстве ничего страшного нет: хозяйство пройдет процедуру оздоровления и уже налегке, без долгов, зашагает дальше. Другие заводят речь об умышленном банкротстве.

- На сегодняшний день можно говорить о массовом банкротстве сельхозпредприятий в Оренбургской области. Вы загляните на сайт арбитражного суда! - высказал свое мнение экономист Леонид Федякин. - Положение дел в Свердлово говорит о том, что племзавод, возможно, доводят до ручки преднамеренно. Сегодняшние владельцы хозяйства могут сделать так, чтобы конкурсным управляющим назначили своего человека. И в ходе банкротства имуществом завода будут погашены долги и настоящие, и надуманные. Затем после оплаты исков можно будет распродать остатки имущества.

Больше всех от разорения племзавода пострадают жители, которые останутся без работы и средств к существованию. Сельчанам просто некуда, да и не на что бежать из родных мест. А на окладах и самочувствии районного начальства исчезновение одного из хозяйств вряд ли скажется. Не дойдет волна и до чиновничьих кабинетов в Доме Советов.

 

СПРАВКА
В состав ОАО «Племенной завод имени Свердлова» Тоцкого района входит четыре поселка - Свердлово, Любимовка, Нововасильевка и Набережный.

Около 150 единиц техники и 260 рабочих.

Всего в хозяйстве 24 000 гектаров земли, из них 15 000 га засевается зерновыми, подсолнечником, кормовыми травами, 9000 га - естественные угодья для сенокоса и выпаса скота.

В хозяйстве 2600 голов КРС, из них 800 дойные коровы. Основная специализация предприятия - выращивание и реализация молодняка симментальской породы коров.

 

ОФИЦИАЛЬНО

Несколько дней мы пытались получить комментарий главы Тоцкого района Анатолия Богатова. Но, видимо, у Анатолия Петровича есть дела поважнее, чем проблемы, возникшие на крупнейшем предприятии района.

Заместитель главы - начальник управления сельского хозяйства Сергей Кареев в отпуске.

Главный агроном Тоцкого района Николай Масанов вопросы по племенному заводу воспринял как личную обиду.

- Да, завод имени Свердлова был самым крепким нашим хозяйством, но его продали. Вот с новых хозяев и спрашивайте! А то получается, что государство продало, а я отвечай?!

 

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

На землях Свердлова стоит семь нефтяных скважин, три из них работают, четыре законсервированы.

 

Уважаемые читатели, ждём вас в наших группах в Telegram, а также MAX.

 
Поделиться

№ 10161