В конце прошлого года на трассах Оренбуржья по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» появились новые автоматические пункты весового и габаритного контроля, в том числе на 183-м километре автодороги Каменноозерное-Медногорск - на выезде из Медногорска на федеральную трассу М5. Заработали же они в начале весны. По отчетам регионального правительства, они призваны обеспечить сохранность дорог и минимизировать негативное воздействие перегруженного транспорта. В случае превышения веса и габарита грузовика информация о нарушителях должна сразу поступать в Ространснадзор и УГИБДД по Оренбургской области.
Вот только что хорошо для одних, для других вылилось в большую беду. Из Медногорска через этот участок как раз ездило много тяжеловесов, груженых щебнем, рудой. Но чтобы не платить штрафы, фуры и грузовики нашли лазейку - они стали объезжать участок с пунктом весового контроля по дороге на село Зиянчурино и дальше на Кувандык, Краснощеково. В итоге, за считанные месяцы напрочь ее разбили, она пошла волнами, продавлена и испещрена рытвинами, причем только в одном направлении, на одной стороне - на Саракташ. Здесь разбит не только асфальт, но и "поплыла" основа дороги. Местные жители замечают здесь большегрузы не только с оренбургскими номерами, но и Свердловской области, Челябинской и других. Кувандычане уже прозвали их настоящими "бандитами" и с ужасом ждут, что скоро останутся совсем без дороги.
Этой дорогой добираются до Кувандыка, Саракташа, областного центра не только жители Зиянчурино - села с полуторами тысяч жителей, но и более десятка других сел в Кувандыкском городском округе - Куруил, Дубиновка, Мухамедьярово и прочих. Самое страшное, когда по этой разбитой дороге то ли жизни, то смерти едет с пациентом "скорая помощь".
Водители большегрузов закрывают номера перед постом, чтобы избежать штрафов за прохождение весового контроля. Итог такой «самодеятельности» - разбитые дороги на трассе и в городе. Либо они едут с медногорского карьера в объезд этой рамки - вместо того, чтобы сразу пойти на Орск, уходят на Кувандык и дальше через Башкирию едут, куда им надо. Обидно, что эти огромные машины проехали по асфальту и уехали. Искромсали нам всю дорогу, где асфальт и без того не новый - дорогу строили в 80-е годы, а мы остаемся здесь жить и ездить по ней. Асфальт выворочен через каждые 10-20 метров. Когда это прекратится, когда наконец-то ГИБДД начнет обращать внимание на это все, да и вообще администрация, и лица, которые за это несут ответственность? Было бы хорошо, если бы от Куруила до Зиянчурино поставили три-четыре камеры, где фиксировали бы с какой скоростью ездят фуры и большегрузы, с каких регионов они мчатся и как уродуют асфальт не только по краям, - делятся своей бедой кувандычане.
Они направляли обращение по данному поводу губернатору, на что он ответил, что на указанной региональной дороге в течение всего сезона будет идти ямочный ремонт, так что дорогу будут поддерживать в нормальном состоянии, ее недостатки на больших площадях устранять так называемыми "картами", при необходимости выполнять ремонт участков с гравийным покрытием. Но только вот после каждого дождя на этих самых гравийных участках сплошное месиво, так что местным жителям проехать невозможно. То есть власти такое положение вещей абсолютно устраивает. На просьбу установить тогда автоматический пункт весогабаритного контроля и тут, ответ был краток, что пока на этот год установка новых АПВГК не планируется.
При этом есть проблема в Кувандыке и с железнодорожным мостом, по итогам проведенной экспертизы в прошлом году сооружение было признано отработавшим свой ресурс, эксплуатировать его можно только в случае установления ряда ограничений - по весу в 17 тонн, скорости, с разрешенным движением только в одну сторону. Но эти требования никто не соблюдает, здесь катаются грузовики, которые даже пустые весят больше 20 тонн, а масса груженых и до всех 60 тонн доходит. Видимо, ждут его обрушения, чтоб, наконец, "перекреститься", а под мостом, отметим, ходят железнодорожные составы. Беда, случившаяся несколько лет назад с обрушившимся мостом на улице Терешковой в Оренбурге, видимо, совсем подзабылась.
В администрации Кувандыкского городского округа на обращение жителей ответили, что в целях предотвращения разрушения асфальтобетонного покрытия автодорог общего пользования местного значения было введено временное ограничение движения тяжеловесных ТС, соответствующие письма также направлялись в региональный минстрой и ГУДХОО с просьбой принять меры, но должной реакции, которую ожидали жители, не последовало. Кувандыкские чиновники также отчитались, что на подъездах к Кувандыку будут установлены информационные щиты, предупреждающие водителей, что дальше, то есть на вышеуказанном мосту, стоит знак, запрещающий движение ТС с массой более 17 тонн, а также ограничение скорости до 20 километров в час, то есть, чтобы водители большегрузов зря сюда не катались. Но все это так и осталось пустыми обещаниями.
В таком состоянии, как в этом году, наша дорога никогда не была. Ситуация просто аховая. Везти больного по ней на "скорой" - настоящее испытание, - рассказывает один из кувандыкских депутатов и по совместительству фельдшер из Зиянчурино Наиль Хисаметдинов. - Жаловался в местный "Дорстрой", но там ссылаются на то, что грунтовые воды в этом году усугубили ситуацию. Дорога просто заваливается через каждые 10-15 метров, строилась-то она давно и не рассчитана на движение по ней большегрузов. От нее совсем скоро вообще ничего не останется.
Каждую среду в Зиянчурино работает рынок, на который торговцы приезжают с Медногорска, Саракташа, и очень красочно живописуют, как они сюда добирались. При этом, словно плевок в сторону людей, выглядят бравурные сообщения на официальных страницах региональной власти, как здорово на дороге Каменнозерное-Медногорск после всех проведенных мероприятий в рамках нацпроекта.