Жители Оренбуржья просят не лишать их дороги к могилам предков

07:45 Комментарии Эксклюзив
Реклама на сайте
В Тоцком районе начались недешевые работы по ликвидации дороги Кзыл-Мечеть - Кундузлутамак. Село в настоящее время вымерло, но данная дорога ведет на кладбище, куда бывшие жители и дети-внуки умерших сельчан приезжают навестить их могилы. Если дороги не будет, то они просто лишатся этой возможности. Что примечательно, сотрут эту память с лица земли более чем за 7 миллионов бюджетных рублей.

Люди не понимают, кому помешали 1,5 километра проселочной дороги, которую ремонтировать и как-то содержать не требуется, но для них это единственная возможность попасть на могилы своих мам-пап, бабушек-дедушек, тех, кто раньше жил в Кундузлутамаке, где около пяти лет назад не стало последнего жителя. Раньше же село насчитывало более сотни дворов, но, когда в свое время при газификации власти обошли его стороной, народ стал переселяться в соседние населенные пункты.

Очень больно, что сначала вымерло село, в котором мы выросли, бегали в школу за три километра, а теперь уничтожают и дорогу, по которой мы пару раз в год ездим навестить могилы предков. На местном кладбище порядка трех сотен захоронений. Другого подъездного пути, кроме этого, нет, - рассказала Orenday бывшая жительница Кундузлутамака Диляфруз Бакирова. - Там дорога просто из глины, сколько себя помнят местные старожилы, ее никогда не ремонтировали, деньги в нее не вкладывали, в свое время ее делали на деньги колхозников села Кундузлутамак (Нариманово). Колхозники трудились для этого без выходных. Там на сельском кладбище лежат наши деды, которые воевали ещё в Гражданскую войну. 12 человек - участники ВОВ. Мы - дети, внуки, правнуки - помним про них, это наши корни. А кто-то легким росчерком пера лишает этой памяти десятки семей. Это просто кощунство и вандализм! Денег на то, чтобы обустроить к существующим селам дороги, нет, а вот уничтожать к вымершим деревням - легко нашлись. Никто же досконально не проверит, куда были потрачены миллионы. А ведь эту дорогу прокладывали не сегодняшние власти и дорожники, а именно те, кто сейчас и лежит на кладбище, к которому пытаются отрезать путь их потомкам, вкладывая в это немалые средства. Разрушать, конечно, не строить, но совесть-то быть должна.

На ликвидацию дороги, к которой уже приступила по отыгранному тендеру компания «Спецстрой», планируют потратить чуть более 7 миллионов рублей. Заказчиком работ выступает Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области. Ранее, в мае этого года, был отыгран тендер на проектирование работ по ликвидации этой дороги (стоимость - полмиллиона рублей), которое выполняла компания «Фривей инжиниринг». Теперь же еще чуть более 6,5 миллиона рублей направили непосредственно на сами работы по сносу дороги, который подрядчик должен выполнить уже до конца этого года.

Подрядчик за эти деньги должен убрать растительный грунт с откосов и основание насыпи бульдозером, то есть сровнять все подчистую и провести биологическую рекультивацию, а, главное, демонтировать железобетонную водопропускную трубу (ее увезут на базу в поселок Свердлово), без которой, учитывая, что с горы рядом постоянно бегут талые воды, проехать здесь в межсезонье точно будет невозможно.

На обеспокоенное письмо бывших кундузлутамакцев в администрации Тоцкого района все «стрелки» перевели на дорожников, хотя без согласия чиновников явно никто бы такие дела не начал. Ответы из ГУДХОО, приемной губернатора и районной прокуратуры люди пока ждут. Они уже собрали порядка 200 подписей, чтобы сохранить данную дорогу. Но услышат ли в верхах очередной глас народа?

В региональном минстрое поясняют, что ликвидация межмуниципальных дорог проводится тогда, когда в населенном пункте, к которому ведет та или иная дорога, не остается ни одного прописанного жителя. Содержать и тратить бюджетные средства на дорогу, ведущую «в никуда», нецелесообразно экономически и это не позволяет действующее законодательство. Списание (вывод из эксплуатации и дальнейший демонтаж) дорог общего пользования Оренбургской области производится в соответствии с постановлением регионального правительства от 9 января 2019 года, где четко описаны случаи и причины, при которых происходит списание имущества области (в данном случае - дорог) с ее баланса. Кроме того, списание дороги в обязательном порядке предваряется согласованием с муниципальными администрациями, которые подтверждают возможность такого действия по причине утраты функциональной значимости дороги.

Что примечательно, это не единственная запланированная к ликвидации в последние годы дорога в регионе. Областной бюджет выделил также бюджетные более 8,5 миллиона рублей на снос автодороги Подъезд к хутору Таращанка от автодороги Япрынцево - Кариновка в Переволоцком районе. В настоящее время готовится проектная документация на ликвидацию автодороги Горный Оренбургского района - Первенец Сакмарского района (там вообще есть жители), этим занимается все тот же «Фривей Инжиниринг», значительно сбив начальную цену контракта.

Та же история с автодорогой Кумак - Тукай в Новоорском районе, Тобольский - Кайракты в Светлинском районе. Первой же ласточкой в прошлом году стала ликвидированная силами опять же ООО «Спецстрой» автодорога Кинзелька - Подгорный в Красногвардейском районе. Ранее подобных тендеров на сайте госзакупок не всплывает.


№ 116290