МКП «ОПП» в суде оправдывало низкие зарплаты водителей 200-миллионным долгом предприятия

07:07 Комментарии Эксклюзив
Реклама на сайте
Дзержинский райсуд Оренбурга должен вынести свое непростое решение по иску одного из водителей к МКП «Оренбургские пассажирские перевозки». Мужчина считает, что ему недоплатили порядка 373 000 рублей.

Водители муниципального транспорта в областном центре давно жалуются, что получают порядка 20 000 рублей в месяц, тогда как у их коллег в других регионах страны заработок в разы больше - вместе со всеми премиями те получают под сотню тысяч рублей (например, в Нижнем Новгороде). Не случайно ведь, что в оренбургское МКП постоянно требуются водители. Местным порой проще уехать и зарабатывать «на стороне».

По этой причине один из местных шоферов оставил на время «баранку» и тщательно изучил принятое в конце 2019 года на федеральном уровне Отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту РФ на 2020-2022 годы. Заключено оно было между Российским автотранспортным союзом и Общероссийским профессиональным союзом работников автотранспорта и дорожного хозяйства. Именно на основе этого документа у российских водителей пассажирского транспорта и должна рассчитываться зарплата (данное соглашение размещено на сайте Минтруда и соцзащиты РФ).

Что примечательно, после его опубликования всем работодателям автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта страны было предложено к нему присоединиться. Чем хуже оренбургское МКП?

Посчитал водитель по этому Соглашению свою зарплату, и вышло, что его месячный заработок явно должен превышать 100 тысяч рублей. Вот и подал он в суд на работодателя о взыскании с него недополученной зарплаты за январь-март 2021 года в размере 373 341 рубль.

Как велись расчеты? Соглашение основывается на МРОТ, который должны получать неквалифицированные сотрудники, а дальше идут повышающие коэффициенты: для водителя большого класса - 3,83. При работе водителя на регулярных пассажирских маршрутах в городах численностью менее одного миллиона рублей, опять же из Соглашения, разряд оплаты труда водителей повышается на один разряд, таким образом, повышающий коэффициент уже становится 4,07. Если взять российский МРОТ на 2021 год: 12 792 *4,07, то уже тарифная ставка водителя пассажирского автобуса в Оренбурге выходит 52 000 рублей в месяц.

Плюсом идут всевозможные надбавки: за газобаллонное оборудование, износ ТС и его содержание, вредность, доплата за которые предусмотрена как в коллективном договоре, так и прописана в расчетных листах водителей. Это только базовая тарифная ставка. А ведь еще есть доплата за работу в выходные и праздничные дни (январь и май по этой причине самые высокооплачиваемые), ночные и вечерние часы (+40 процентов), сверхурочные. И под занавес - уральский коэффициент, который должен начисляться именно в конце - на финальную цифру, не считая компенсационных выплат. Вот и выливается в итоге примерно 165 тысяч рублей в месяц.

В мае тариф на проезд в муниципальном транспорте Оренбурга подняли на девять рублей, а часовую тарифную ставку водителям за счет этого - на десять рублей, хотя для этого достаточно было повысить тариф всего на 10 копеек, - высказал свою позицию представитель истца. - Наша задача сейчас объяснить, что отраслевые Соглашения и на нас должны распространяться. Руководство МКП меняется с завидной регулярностью после нескольких прокурорских предостережений. Теперь же вместе с муниципальными чиновниками они от всех обязательств открещиваются, предоставив в суд свои возражения на поданный нами иск.

Решение судья Дзержинского райсуда Оренбурга должна была озвучить еще 24 мая, но взяла время подумать, потому что за муниципальное предприятие вступилось финансовое управление мэрии и городской комитет по управлению имуществом.

И что чиновники?

В Финуправлении мэрии уверяют, что мотивированный письменный отказ от присоединения к Соглашению был направлен МКП «ОПП» в Минтруда и соцзащиты РФ 3 марта 2020 года в установленный 30-дневный срок со дня официального опубликования предложения о присоединении к Соглашению. Основанием для отказа к присоединению к Соглашению они называют сложную экономическую ситуацию МКП «ОПП». Так, за 2019 год финансовый результат от деятельности МКП (без учета амортизации) составил 31 779 000 рублей, то есть предприятие является убыточным, мол, поэтому платить работникам достойную зарплату и нечем. Иными словами, соблюдать Соглашение вроде как «ОПП» не должно и взыскивать с него нечего.

Представитель комитета по управлению имуществом администрации Оренбурга также настаивал, что по Трудовому Кодексу РФ зарплата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. ТК РФ также устанавливает предельные размеры разницы между среднемесячной зарплатой руководителей, их замов, главбухов и работников для государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий. В Оренбурге также действует Положение об условиях оплаты труда руководителей МУПов.

Должностной оклад руководителя предприятия, как следует из их возражения на иск, устанавливается в фиксированной сумме, исходя из базовой ставки и коэффициента кратности, в зависимости от численности работников и без применения какого-либо отраслевого тарифного соглашения. И вообще, на 1 мая 2022 года кредиторская задолженность МКП «ОПП» составляет 202 514 618 рублей, поэтому иск никак не следует удовлетворять.

Сам же ответчик - МКП «ОПП» - в своем возражении на исковое заявление указал следующее:

Отказ от присоединения к Отраслевому соглашению обоснован убытками предприятия от перевозки пассажиров по регулируемым тарифам и предоставлением льготного проезда, которые компенсируются из областного бюджета. Присоединение к Соглашению потребовало бы дополнительных средств, что еще более усугубило бы трудное финансово-экономическое положение предприятия. Дополнительная финансовая нагрузка может повлечь за собой как наличие задолженности по зарплате, так и образование задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам во все уровни бюджета, поэтому в удовлетворении иска о выплате недоначисленной заработной платы просим в полном объеме истцу отказать.

Только вот водитель со своим представителем на подобные возражения ответили очередным заготовленным «козырем», заранее направив от профсоюза свой запрос в Минтруда и соцзащиты РФ по поводу МКП «ОПП» - отказывалось ли предприятие от Отраслевого соглашения или присоединилось к нему. На что пришел внятный ответ, что никакого заявления на отказ от Соглашения от оренбургского МКП не поступало. Иными словами, получается, прям как у Булгакова: «Поздравляю вас, гражданин, соврамши!».

Перед судьей, надо сказать, стоит непростой выбор, судебное заседание назначено на пятницу, 27 мая.

P.S.

По итогам заседания судья сегодня отказала водителю в удовлетворении его исковых требований в полном объеме. Но он не собирается опускать руки и намерен подать на обжалование вердикта районного суда.


№ 100061