Сергей Салмин свой доклад озвучивал, не отрываясь от бумажки, хотя многие предыдущие выступающие рассказывали о своем видении развития Оренбурга просто своими словами, не обращаясь к заготовленным талмудам. Начал он с небольшой исторической справки, из которой стало известно, что численность населения в городе на данный момент - 587 тысяч человек, от общей площади Оренбургской области город занимает лишь 0,7 процента, причем оборот торговли в шесть раз превышает перерабатывающую промышленность.
Далее он озвучил рейтинг городских проблем, исходя из обращений граждан: в первую очередь, это состояние поликлиник и здравоохранения; далее следуют дороги, безопасность на тротуарах, в том числе состояние междворовых проездов и «зебр»; состояние парков и скверов (он предложил делать больше площадок в спальных районах и велодорожки); состояние общественного транспорта - большой интервал движения, особенно в вечернее время, старый подвижной состав; внешний вид старых зданий.
Положение с общественным транспортом сегодня плохое, но не безвыходное. Наша задача - сделать город удобным, чтобы людям здесь хотелось жить и работать. Один я не смогу что-либо сделать, для эффективной работы нужна команда профессионалов. Никаких «потемкинских деревень» и работы «для галочки», только работа на результат, - отметил Сергей Александрович.
Далее он рассказал про планы на ближайшие годы по организации особой экономической зоны, на создание которой пойдут 8,8 миллиарда рублей инвестиций, что позволит расширить экспорт нашей продукции. На улице Тихой, где будут создавать данную зону, предусмотрена организация логистического терминала «Шелковый путь» к 2023 году, завода бурового оборудования для горно-геологической и нефте-газовой отрасли (к 2024 году), а СПК «Красногорский» к 2028 году должен открыть здесь предприятие по переработке молока, продукция которого будет отправляться на прилавки торговых сетей. Создание особой экономической зоны предусмотрено до 2030 года, пока в ней 8 резидентов, обещают создать 928 новых рабочих мест, выручка резидентов должна составить 111 миллиардов рублей, с которых только больше одного миллиарда рублей будет уплачено в качестве налогов и свыше 2 миллиардов - страховых взносов.
Что касается дорог, то Салмин отметил, что к 2026 году 87 процентов из них намерены довести до нормативного состояния, вещал и про новые транспортные развязки, завершение строительства улицы Рокоссовского, планируемую реконструкцию автомобильного моста через реку Сакмару на проспекте Братьев Коростелевых. В сфере общественного транспорта он намерен создать рынок конкурентных перевозок, потому что «эпоха бомбил прошла».
Кандидат полагает, что жителям не хватает положительных эмоций.
Почему город покидают самые умные и талантливые его жители? Потому что людям не хватает положительных эмоций, здесь у них нет возможности реализовать себя, проводить с интересом досуг, - выдвинул предположение кандидат. Оказывается, оренбуржцы едут в Москву и другие крупные города не в поисках работы, а за эмоциями и досугом. - Сами оренбуржцы должны быть ответственны по уплате налогов, мусоросортировке, тогда и порядок будет в городе.
Поведал он о дальнейшем благоустройстве площади Ленина и сквера у Дома Советов, Набережной, парка у ДК «ТРЗ». По печально прославившейся в этом году зоне отдыха в лесополосе на улице Березка и.о. главы города пояснил, что проблемы с лесным фондом есть, которые не позволили сделать санитарную вырубку деревьев и проложить кабели, но за зиму пообещал все ошибки исправить.
Речь шла и о диспетчеризации, как с вывозом мусора, так и общественным транспортом, чтобы можно было видеть, где когда находится коммунальная техника, причем рассказал, что планируется объединение системы «112» с аварийно-спасательной службой и ЕДДС. Рассказал, что Оренбург закупил более тысячи контейнеров для раздельного сбора мусора, но народ еще нужно воспитывать в этом плане со школьной скамьи.
После такого выступления, когда, собственно, не прозвучало ничего сверхъестественного, многие члены комиссии, задавая свои вопросы, отметили, что концепция Сергея Салмина «впечатляет, доклад был прекрасный, чувствуется, что выступает человек, который знает специфику города, погружен в его жизнь, поэтому и звучат конкретные предложения».
Начались вопросы по уборке снега в связи с прошедшим снегопадом, на что Салмин согласился, что с очисткой тротуаров они не справляются, не хватает малогабаритной техники.
По плачевному положению МКП «Оренбургские пассажирские перевозки» (а он считает, что не менее 40 процентов должен составлять муниципальный транспорт) и.о. градоначальника рассказал, что только 48 миллионов рублей предприятие задолжало по налогам, 27 миллионов долгов у него по электроэнергии, а еще по кредитам. Говорил об оптимизации транспортной сети, чтобы не было дублирующих маршрутов, в начале будущего года чиновники мэрии собираются в этом плане ехать перенимать опыт у других регионов.
Пусть меня сейчас поругают автомобилисты, но центральная часть города должна быть неудобной для водителей, а удобной для пешеходов и велосипедистов. Многие знакомые принципиально не покупают авто, так как дешевле им на такси передвигаться, - высказал свое мнение кандидат, оправдывая зауженную проезжую часть на отремонтированных улицах, между тем, видимо, о больших автобусах, которые здесь едва протискиваются, никто не думает.
От одного из членов комиссии поступило пожелание вернуть улицам в историческом центре города их исторические названия, потому что «как лодку назовете, так она и поплывет».
Поинтересовалась комиссия и мнением кандидата о возврате прямых выборов, чего так просит народ, на что тот пояснил, что «трезво относится и к той, и другой теме, но считает, что сейчас самая оптимальная процедура выборов».
Завершилось присутствие Салмина в зале словами благодарности от комиссии за искренние ответы.