Не все медики чувствуют себя защищёнными на работе

Комментарии Эксклюзив
Реклама на сайте
Мы поговорили с медицинскими работниками об условиях работы, пациентах, и о том, как обеспечивается их безопасность на рабочих местах и на вызовах.

Прошел почти месяц после чудовищной расправы над молодым врачом-терапевтом из Оренбурга. До сих пор у многих в голове не укладывается произошедшее. Преступник преследовал свою жертву, а, улучив момент, вошёл следом за ней в подъезд пятиэтажки и напал с ножом, не оставив женщине ни малейшего шанса на спасение.

Очевидно, после этой трагедии многие задумались о безопасности работы медиков. Посмотрели на людей в белых халатах с особым беспокойством и понимаем. Это хорошо. Но поможет ли проявление сопереживания сделать работу врачей спокойной и безопасной? Сложный вопрос, потому что ситуации, в которых ежедневно на вызовах оказываются специалисты, непредсказуемы. Также непредсказуемы и сами пациенты.

Об инцидентах на рабочих местах медики предпочитают не распространяться, но это не значит, что всё так гладко. Если в поисковую строку в браузере вбить соответствующий запрос, то можно найти немало новостей о нападениях на врачей, они происходят, к сожалению, довольно часто. Тем не менее, попытки на законодательном уровне закрепить за докторами особый статус (должностных лиц и правоохранителей) пока дают осечку.

Пациенты бывают разные, – рассказывает бывший заместитель главного врача одной из поликлиник. – Кто-то - сдержанный, воспитанный, тактичный. А другой человек, если не получает то, что хотел, может повести себя агрессивно, – говорит она.

Под агрессией пациентов понимаются и ненормативная речь в адрес врача, и угрозы в совершении расправ. Как нам поведала собеседница, медицинские работники, отправляющиеся на вызов, словно идут в неизвестность. Встретить специалиста может овчарка, человек в состоянии наркотического опьянения, отъявленный преступник.

Врач приходит на вызов с желанием разобраться в проблеме. Некоторые пациенты или их недовольные родственники подкарауливают медработников после работы и выясняют с ними отношения. Охраны у специалистов нет, – отмечает бывший зам главного врача.

Опасность может подстерегать доктора не только на вызове, но и в самой поликлинике. За 17-летний стаж работы подобных инцидентов случалось немало, вспоминает собеседница. По её словам, на одном из приёмов в кабинете у хирурга распылили перцовый баллончик, а на другом приёме –пришёл человек с топором.  

Пациент распылил перцовый баллончик прямо в кабинете доктора из-за того, что тот озвучил не желаемый результат обследования. Обратите внимание – достоверный, но не желаемый! На другом приеме к доктору пришёл не пациент, а его родственник с топором. Его не устроило, как специалист обслужил его мать, – вспоминает женщина.

К счастью, никто, не пострадал. Посетителя благополучно успокоили, передали правоохранителям. Любопытно, что в этой истории задержанного выпустили на свободу уже спустя несколько часов после задержания, рассказывает бывший заместитель главного врача. По её словам, практически ни один агрессивный человек, пришедший с угрозами в поликлинику, не понёс строгое наказание за свои действия. Был лишь один случай, когда пациента, угрожавшего врачу расправой, уволили с работы.

– За 17 лет моей работы заместителем главного врача в поликлинике ни на одного буйного пациента не завели уголовное дело. Один из них угрожал убить нашего сотрудника, но его, как мы узнали позже, только уволили с работы. Это были всего лишь несуровые административные меры. Человеку позвонили на работу и рассказали о случившемся, после чего последовало увольнение. Вот так…, – поделилась собеседница.

Как рассказала экс-зам главного врача, в поликлинике, где она работала, не было охраны, но имелась «тревожная кнопка». Появилось это техническое новшество как раз после очередного инцидента с разъярённым пациентом.

«Тревожные кнопки» для сотрудников скорой помощи

Как нам удалось выяснить, сотрудники скорой помощи тоже защищены далеко не на 100%. Из рассказов фельдшера с восьмилетним стажем, на вызовы они берут планшеты с «тревожной кнопкой», так можно вызвать полицию.

– Планшет нужно достать, разблокировать, нажать на кнопку. Успеешь ли ты проделать все эти операции, если вдруг произойдёт непредвиденная ситуация? Хочется верить, что да, – говорит она.

Сотрудница скорой помощи уточнила, что положиться в критических ситуациях можно на водителя (до которого, правда, нужно еще добежать) или на неравнодушных окружающих. К счастью, пациентов больше благодарных нежели агрессивных. Тем не менее, случались и форс-мажорные ситуации. Так, в одно из ночных дежурств пришлось ехать на вызов к сомнительной молодой компании.

– Приехала на вызов к компании нетрезвых людей. Было страшно, потому что у меня с собой были сильные препараты, предназначенные для пациентов, которые страдают серьёзными недугами. Побоялась, что на меня нападут эти люди, и попытаются забрать лекарства. Слава Богу, страхи не подтвердились, – поведала она.

Фельдшер сказала, что некоторые коллеги берут с собой газовые баллончики для того, чтобы иметь хоть какое-то элементарное средство защиты.

– Страшно, когда вызовы выпадают на общежития. Заходишь в тёмный подъезд, и не знаешь, чего ожидать: попадётся ли воспитанный человек или хам, а может, будет компания пьяных людей. Но это страхи, которые проходят. Ты просто привыкаешь. Да, кто-то может ругаться, кто-то провоцирует, но ты спокойно выполняешь свою работу, потому что обязана это делать, как и любой медицинский работник, – отмечает фельдшер скорой помощи.

Пустяковые вызовы

Прилежно выполняя работу, фельдшеры сталкиваются и с другими трудностями. Например, с пустяковыми вызовами. Как рассказала Orenday работница скорой с 15-летним стажем, это когда человек по любому чиху человек звонит в скорую помощь.

– Когда пошла волна пандемии свиного гриппа в 2009 году, вызовов стало существенно больше. Была высокая тревожность, некоторые пациенты не могли справиться с незначительным подъемом температуры, сразу вызывали бригаду врачей на дом. Приезжая, мы понимали, что во многих случаях не требуется неотложная помощь. Конечно, и в этих случаях пациенту помогаешь, но ведь нас ждут люди с более важными симптомами. Когда ты на вызове оказываешь психологическую помощь вместо того, чтобы ехать к другому сложному пациенту, это неправильно, – считает фельдшер скорой помощи.

По мнению нашей собеседницы, с появлением Интернета паникёров стало еще больше. Начитавшись разной информации о заболеваниях, люди начинают звонить в скорую помощь.

–Так, одна девушка просила при менструальной боли в животе выдать ей таблетку. Другие - начитаются разных рассказов в Интернете, разнервничаются и начинают вызывать скорую, - рассказывает специалист.

Возникающие опасности на рабочем месте фельдшер скорой помощи назвала «издержками профессии». ЧП на вызовах все-таки случаются.

– Однажды, пациент, к которому я приехала оказывать помощь, был возбужден и агрессивен. Его жена открыла дверь и спряталась за неё. Мужчина же схватил меня за волосы. Страха я, конечно, натерпелась! Уголовное дело тогда не завели, потому что он состоял на учёте в психоневрологическом диспансере. Как я узнала позже, у человека случались приступы эпилепсии, после которых возникала агрессия. Меня никто не предупредил о таком возможном поведении пациента, – поведала фельдшер.

Боялась выходить на работу после декрета

Был период в жизни фельдшера, когда она хотела бросить работу, но передумала.

– Да, после декрета я начала задумываться об увольнении. Мне просто было страшно, что дети могут остаться одни, если со мной что-нибудь случится. Но чуть позже я поняла, что мне нравится моя работа, я люблю помогать людям, и буду это делать и дальше, – говорит она.

Относятся с пониманием

С опытом работы фельдшер прониклась проблемами многих людей, которые страдают от страшных недугов, и стала относиться к ним с большим пониманием, чем в начале своей работы. Даже когда из уст некоторых сыплются оскорбления, зная причину поведения человека, его ужасное поведение воспринимается менее болезненно.

– Раньше я очень болезненно относилась к оскорблениям, агрессии, проявляемой со стороны пациентов. Но потом начала больше внимания обращать на мотивы подобных поступков. Многие из людей страдают серьезными заболеваниями, они переносят страшные муки, страдают и их родные и близкие. И когда ты приезжаешь на такой вызов, нужно иметь это в виду, – уточняет фельдшер.

Молодые не горят желанием работать в скорой помощи

По словам собеседницы, молодых специалистов зачастую пугает ответственность.

– Молодые ребята приходят, учатся, вроде бы их всё устраивает, когда они работают в паре. Но как только их отправляют одних на вызовы, некоторые увольняются. И я прекрасно понимаю этих парней и девчат, ведь ответственность сумасшедшая на них возлагается. Все-таки когда ты работаешь в паре, нагрузка распределяется равномерно, и не так сильно устаёшь, – комментирует она.

Как защитить медицинских работников?

Достаточно ли медицинским работникам иметь в наличии защитные средства? Например, тот же перцовый баллончик. По мнению нашей собеседницы – нет.

– На скорой работают, в основном, женщины. Даже при наличии электрошокера в случае опасности они не смогут себя защитить должным образом. Совладать с мужчиной, например, далеко не каждая сможет. Он вырвет из рук средство защиты и сам применит его в отношении доктора. Даже если допустить, что средство защиты удастся применить, то медицинского работника потом могут обвинить в превышении должностных полномочий, – говорит она.

Другое дело – если специалисты работают в паре, считает фельдшер скорой помощи.

Как решаются вопросы безопасности на региональном уровне

Вот официальный ответ от заместителя министра здравоохранения Оренбуржья Андрея Шатилова:

– Произошедшая 2 августа 2022 года трагедия с врачом-терапевтом не оставила равнодушным всё медицинское сообщество: тематические совещания проведены в коллективах медицинских организаций, информационную работу по вопросам обеспечения безопасности проводит Оренбургское региональное отделение Общероссийской общественной организации Российская медицинская ассоциация, профсоюзный орган. Совместно с Оренбургским государственным медицинским университетом изучается вопрос внедрения соответствующего образовательного модуля при подготовке врачей, аналогичные решения приняты в отношении подготовки средних медицинских работников, – сказано в письме.

О защите медицинских работников

Защита жизни и здоровья медицинских работников, подвергшихся нападению, может осуществляться любыми доступными способами с учётом ограничений, установленных Уголовным кодексом Российской Федерации о необходимой самообороне. Инструктаж медицинских работников в рамках правил охраны труда в медицинских организациях предусмотрен. Возможность обеспечения медицинских работников специальными средствами защиты при исполнении трудовых функций законодательство Российской Федерации не содержит. Информация о потенциально опасных ситуациях немедленно направляется в правоохранительные органы, при поступлении вызова к пациенту с признаками криминальной травмы, либо состояния агрессии сразу вызывается сотрудники полиции, – официальный ответ министерства.

Автомобили оборудованы «тревожной кнопкой»

Автомобили скорой помощи «тревожной кнопкой» оборудованы, ее срабатывание влечет прибытие наряда полиции, технической возможностью обеспечения переносным оборудованием для подобных целей медицинские организации не обладают, – отметили в региональном Минздраве.

Какую-либо статистику по совершению преступлений против врачей нам в министерстве не предоставили, объяснив тем, что этим занимаются правоохранительные органы.

Проблему решают сами врачи

Пока не появилось законопроекта, ограждающего деятельность медицинских работников, доктора по всей России сплочаются, и пытаются общими усилиями решить проблему. Существует медицинское сообщество активистов, которые продвигают идею законопроекта о защите медицинских сотрудников. В частности после чудовищного убийства оренбургского врача, на ресурсе «change.org» появилась петиция с требованием закона о защите медицинских работников от насилия.

– Мы, медицинские работники Российской Федерации, потрясенные этой страшной трагедией требуем, чтобы государство, наконец, предприняло реальные меры по защите нас, наших коллег от насилия и агрессии при исполнении нами профессиональных обязанностей, – говорится в тексте петиции.

Там же говорится о том, что по результатам проведённого опроса в телеграм-канале «Защиту медикам!», 46,3 медиков подвергались нападениям, рукоприкладству со сторону пациентов в рабочее время, а 85,9% опрошенных сталкивались со словесной угрозой в свой адрес.

Послесловие

Может быть, уже в будущем спецформу врачей оборудуют камерами, как у сотрудников правоохранительных органов, чтобы непрерывно велась видеофиксация. Может быть, к докторам будут приставлять и личную охрану. Возможно, появятся и другие меры. Реальное же положение дел говорит о том, что не всё гладко, как хотелось бы.

Подписывайтесь на нашу группу в Telegram.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ : Посмотреть еще

№ 102829