Прошел почти месяц после чудовищной расправы над молодым врачом-терапевтом из Оренбурга. До сих пор у многих в голове не укладывается произошедшее. Преступник преследовал свою жертву, а, улучив момент, вошёл следом за ней в подъезд пятиэтажки и напал с ножом, не оставив женщине ни малейшего шанса на спасение.
Очевидно, после этой трагедии многие задумались о безопасности работы медиков. Посмотрели на людей в белых халатах с особым беспокойством и понимаем. Это хорошо. Но поможет ли проявление сопереживания сделать работу врачей спокойной и безопасной? Сложный вопрос, потому что ситуации, в которых ежедневно на вызовах оказываются специалисты, непредсказуемы. Также непредсказуемы и сами пациенты.
Об инцидентах на рабочих местах медики предпочитают не распространяться, но это не значит, что всё так гладко. Если в поисковую строку в браузере вбить соответствующий запрос, то можно найти немало новостей о нападениях на врачей, они происходят, к сожалению, довольно часто. Тем не менее, попытки на законодательном уровне закрепить за докторами особый статус (должностных лиц и правоохранителей) пока дают осечку.
– Пациенты бывают разные, – рассказывает бывший заместитель главного врача одной из поликлиник. – Кто-то - сдержанный, воспитанный, тактичный. А другой человек, если не получает то, что хотел, может повести себя агрессивно, – говорит она.
Под агрессией пациентов понимаются и ненормативная речь в адрес врача, и угрозы в совершении расправ. Как нам поведала собеседница, медицинские работники, отправляющиеся на вызов, словно идут в неизвестность. Встретить специалиста может овчарка, человек в состоянии наркотического опьянения, отъявленный преступник.
– Врач приходит на вызов с желанием разобраться в проблеме. Некоторые пациенты или их недовольные родственники подкарауливают медработников после работы и выясняют с ними отношения. Охраны у специалистов нет, – отмечает бывший зам главного врача.
Опасность может подстерегать доктора не только на вызове, но и в самой поликлинике. За 17-летний стаж работы подобных инцидентов случалось немало, вспоминает собеседница. По её словам, на одном из приёмов в кабинете у хирурга распылили перцовый баллончик, а на другом приёме –пришёл человек с топором.
– Пациент распылил перцовый баллончик прямо в кабинете доктора из-за того, что тот озвучил не желаемый результат обследования. Обратите внимание – достоверный, но не желаемый! На другом приеме к доктору пришёл не пациент, а его родственник с топором. Его не устроило, как специалист обслужил его мать, – вспоминает женщина.
К счастью, никто, не пострадал. Посетителя благополучно успокоили, передали правоохранителям. Любопытно, что в этой истории задержанного выпустили на свободу уже спустя несколько часов после задержания, рассказывает бывший заместитель главного врача. По её словам, практически ни один агрессивный человек, пришедший с угрозами в поликлинику, не понёс строгое наказание за свои действия. Был лишь один случай, когда пациента, угрожавшего врачу расправой, уволили с работы.
– За 17 лет моей работы заместителем главного врача в поликлинике ни на одного буйного пациента не завели уголовное дело. Один из них угрожал убить нашего сотрудника, но его, как мы узнали позже, только уволили с работы. Это были всего лишь несуровые административные меры. Человеку позвонили на работу и рассказали о случившемся, после чего последовало увольнение. Вот так…, – поделилась собеседница.
Как рассказала экс-зам главного врача, в поликлинике, где она работала, не было охраны, но имелась «тревожная кнопка». Появилось это техническое новшество как раз после очередного инцидента с разъярённым пациентом.
«Тревожные кнопки» для сотрудников скорой помощи
Как нам удалось выяснить, сотрудники скорой помощи тоже защищены далеко не на 100%. Из рассказов фельдшера с восьмилетним стажем, на вызовы они берут планшеты с «тревожной кнопкой», так можно вызвать полицию.
– Планшет нужно достать, разблокировать, нажать на кнопку. Успеешь ли ты проделать все эти операции, если вдруг произойдёт непредвиденная ситуация? Хочется верить, что да, – говорит она.
Сотрудница скорой помощи уточнила, что положиться в критических ситуациях можно на водителя (до которого, правда, нужно еще добежать) или на неравнодушных окружающих. К счастью, пациентов больше благодарных нежели агрессивных. Тем не менее, случались и форс-мажорные ситуации. Так, в одно из ночных дежурств пришлось ехать на вызов к сомнительной молодой компании.
– Приехала на вызов к компании нетрезвых людей. Было страшно, потому что у меня с собой были сильные препараты, предназначенные для пациентов, которые страдают серьёзными недугами. Побоялась, что на меня нападут эти люди, и попытаются забрать лекарства. Слава Богу, страхи не подтвердились, – поведала она.
Фельдшер сказала, что некоторые коллеги берут с собой газовые баллончики для того, чтобы иметь хоть какое-то элементарное средство защиты.
– Страшно, когда вызовы выпадают на общежития. Заходишь в тёмный подъезд, и не знаешь, чего ожидать: попадётся ли воспитанный человек или хам, а может, будет компания пьяных людей. Но это страхи, которые проходят. Ты просто привыкаешь. Да, кто-то может ругаться, кто-то провоцирует, но ты спокойно выполняешь свою работу, потому что обязана это делать, как и любой медицинский работник, – отмечает фельдшер скорой помощи.
Пустяковые вызовы
Прилежно выполняя работу, фельдшеры сталкиваются и с другими трудностями. Например, с пустяковыми вызовами. Как рассказала Orenday работница скорой с 15-летним стажем, это когда человек по любому чиху человек звонит в скорую помощь.
– Когда пошла волна пандемии свиного гриппа в 2009 году, вызовов стало существенно больше. Была высокая тревожность, некоторые пациенты не могли справиться с незначительным подъемом температуры, сразу вызывали бригаду врачей на дом. Приезжая, мы понимали, что во многих случаях не требуется неотложная помощь. Конечно, и в этих случаях пациенту помогаешь, но ведь нас ждут люди с более важными симптомами. Когда ты на вызове оказываешь психологическую помощь вместо того, чтобы ехать к другому сложному пациенту, это неправильно, – считает фельдшер скорой помощи.
По мнению нашей собеседницы, с появлением Интернета паникёров стало еще больше. Начитавшись разной информации о заболеваниях, люди начинают звонить в скорую помощь.
–Так, одна девушка просила при менструальной боли в животе выдать ей таблетку. Другие - начитаются разных рассказов в Интернете, разнервничаются и начинают вызывать скорую, - рассказывает специалист.
Возникающие опасности на рабочем месте фельдшер скорой помощи назвала «издержками профессии». ЧП на вызовах все-таки случаются.
– Однажды, пациент, к которому я приехала оказывать помощь, был возбужден и агрессивен. Его жена открыла дверь и спряталась за неё. Мужчина же схватил меня за волосы. Страха я, конечно, натерпелась! Уголовное дело тогда не завели, потому что он состоял на учёте в психоневрологическом диспансере. Как я узнала позже, у человека случались приступы эпилепсии, после которых возникала агрессия. Меня никто не предупредил о таком возможном поведении пациента, – поведала фельдшер.
Боялась выходить на работу после декрета
Был период в жизни фельдшера, когда она хотела бросить работу, но передумала.
– Да, после декрета я начала задумываться об увольнении. Мне просто было страшно, что дети могут остаться одни, если со мной что-нибудь случится. Но чуть позже я поняла, что мне нравится моя работа, я люблю помогать людям, и буду это делать и дальше, – говорит она.
Относятся с пониманием
С опытом работы фельдшер прониклась проблемами многих людей, которые страдают от страшных недугов, и стала относиться к ним с большим пониманием, чем в начале своей работы. Даже когда из уст некоторых сыплются оскорбления, зная причину поведения человека, его ужасное поведение воспринимается менее болезненно.
– Раньше я очень болезненно относилась к оскорблениям, агрессии, проявляемой со стороны пациентов. Но потом начала больше внимания обращать на мотивы подобных поступков. Многие из людей страдают серьезными заболеваниями, они переносят страшные муки, страдают и их родные и близкие. И когда ты приезжаешь на такой вызов, нужно иметь это в виду, – уточняет фельдшер.
Молодые не горят желанием работать в скорой помощи
По словам собеседницы, молодых специалистов зачастую пугает ответственность.
– Молодые ребята приходят, учатся, вроде бы их всё устраивает, когда они работают в паре. Но как только их отправляют одних на вызовы, некоторые увольняются. И я прекрасно понимаю этих парней и девчат, ведь ответственность сумасшедшая на них возлагается. Все-таки когда ты работаешь в паре, нагрузка распределяется равномерно, и не так сильно устаёшь, – комментирует она.
Как защитить медицинских работников?
Достаточно ли медицинским работникам иметь в наличии защитные средства? Например, тот же перцовый баллончик. По мнению нашей собеседницы – нет.
– На скорой работают, в основном, женщины. Даже при наличии электрошокера в случае опасности они не смогут себя защитить должным образом. Совладать с мужчиной, например, далеко не каждая сможет. Он вырвет из рук средство защиты и сам применит его в отношении доктора. Даже если допустить, что средство защиты удастся применить, то медицинского работника потом могут обвинить в превышении должностных полномочий, – говорит она.
Другое дело – если специалисты работают в паре, считает фельдшер скорой помощи.
Как решаются вопросы безопасности на региональном уровне
Вот официальный ответ от заместителя министра здравоохранения Оренбуржья Андрея Шатилова:
– Произошедшая 2 августа 2022 года трагедия с врачом-терапевтом не оставила равнодушным всё медицинское сообщество: тематические совещания проведены в коллективах медицинских организаций, информационную работу по вопросам обеспечения безопасности проводит Оренбургское региональное отделение Общероссийской общественной организации Российская медицинская ассоциация, профсоюзный орган. Совместно с Оренбургским государственным медицинским университетом изучается вопрос внедрения соответствующего образовательного модуля при подготовке врачей, аналогичные решения приняты в отношении подготовки средних медицинских работников, – сказано в письме.
О защите медицинских работников
– Защита жизни и здоровья медицинских работников, подвергшихся нападению, может осуществляться любыми доступными способами с учётом ограничений, установленных Уголовным кодексом Российской Федерации о необходимой самообороне. Инструктаж медицинских работников в рамках правил охраны труда в медицинских организациях предусмотрен. Возможность обеспечения медицинских работников специальными средствами защиты при исполнении трудовых функций законодательство Российской Федерации не содержит. Информация о потенциально опасных ситуациях немедленно направляется в правоохранительные органы, при поступлении вызова к пациенту с признаками криминальной травмы, либо состояния агрессии сразу вызывается сотрудники полиции, – официальный ответ министерства.
Автомобили оборудованы «тревожной кнопкой»
– Автомобили скорой помощи «тревожной кнопкой» оборудованы, ее срабатывание влечет прибытие наряда полиции, технической возможностью обеспечения переносным оборудованием для подобных целей медицинские организации не обладают, – отметили в региональном Минздраве.
Какую-либо статистику по совершению преступлений против врачей нам в министерстве не предоставили, объяснив тем, что этим занимаются правоохранительные органы.
Проблему решают сами врачи
Пока не появилось законопроекта, ограждающего деятельность медицинских работников, доктора по всей России сплочаются, и пытаются общими усилиями решить проблему. Существует медицинское сообщество активистов, которые продвигают идею законопроекта о защите медицинских сотрудников. В частности после чудовищного убийства оренбургского врача, на ресурсе «change.org» появилась петиция с требованием закона о защите медицинских работников от насилия.
– Мы, медицинские работники Российской Федерации, потрясенные этой страшной трагедией требуем, чтобы государство, наконец, предприняло реальные меры по защите нас, наших коллег от насилия и агрессии при исполнении нами профессиональных обязанностей, – говорится в тексте петиции.
Там же говорится о том, что по результатам проведённого опроса в телеграм-канале «Защиту медикам!», 46,3 медиков подвергались нападениям, рукоприкладству со сторону пациентов в рабочее время, а 85,9% опрошенных сталкивались со словесной угрозой в свой адрес.
Послесловие
Может быть, уже в будущем спецформу врачей оборудуют камерами, как у сотрудников правоохранительных органов, чтобы непрерывно велась видеофиксация. Может быть, к докторам будут приставлять и личную охрану. Возможно, появятся и другие меры. Реальное же положение дел говорит о том, что не всё гладко, как хотелось бы.