Несмотря на контроль Бастрыкина, следователи за год ни разу не связались с матерью умершего хоккеиста «Южного Урала»

20:13 Комментарии Эксклюзив
Реклама на сайте
Корреспонденты Orenday поговорили с Людмилой Степаненко – матерью форварда Павла Крутия, который скончался в начале июля 2020 года, так и не успев сыграть за орский клуб ни одного матча. Глава СК РФ, напомним, трижды (!) брал дело на личный контроль и лично беседовал с матерью скончавшегося спортсмена, но расследование уголовного дела по-прежнему не завершено.
Фото/Видео: СК РФ, личный архив Людмилы Степаненко, социальные сети Павла Крутия

«Паша не мог отказаться от кросса»

В июле 2020 года на тренировочном сборе хоккейного клуба «Южный Урал» произошла трагедия – во время кросса стало плохо 23-летнему нападающему Павлу Крутию, который только-только присоединился к команде. В тот день в Орске было очень жарко, о чем свидетельствуют многочисленные показания хоккеистов, но вот прежнее руководство клуба твердило об обратном.

В распоряжении Orenday есть эксклюзивные аудиосообщения бывшего игрока «Южного Урала» (он сейчас выступает за другой клуб, во избежание проблем с карьерой, не будем называть его имени и публиковать голос), в которых он подробно рассказывает о случившемся. По его словам, было больше 30 градусов жары, у всех пульс был под 200. Павлу, бежавшему впереди, стало плохо еще в середине пробежки. Он останавливался, тяжело дышал, а после упал в кусты. Кстати, вся переданная его матери одежда, в которой он был в тот страшный день, насквозь пропитана нашатырем – видимо, именно так его пытались привести в чувство. К сожалению, тщетно – официальная причина гибели молодого хоккеиста – тромбоэмболия легочной артерии.

В день смерти Паша присылал аудиосообщение своей девушке, в котором говорил, что в Орске страшная жара, дышать нечем, а у него впереди – кросс. У него осталось очень много верных и преданных друзей, в том числе и спортсмены. Я задавала им вопрос: «А мог ли он не побежать в этот день, сказать, что сначала – углубленная медкомиссия, как положено, а уже потом – кросс?». На это они отвечают, что отказаться он не мог, потому что только-только перешел в новый клуб, хотел доказать, что он – хороший спортсмен и выполнял любое указание тренера, не вступал в конфликты и был очень целеустремленным и исполнительным… В детстве с ним занимался тренер, который был для него и как папа, и как мама, который никогда не делал ему ничего во вред. Он верил взрослым – с этим и вырос. Я его так воспитывала, говорила, что старшим надо доверять, что они ничего не сделают плохого ребенку, и, наверное, это была моя глупость. Его просто обманули и ввели в заблуждение взрослые дяди, которым, видимо, наплевать на всё. Знаете, сколько историй от пацанов я уже слышала? Они – как пушечное мясо: пока они дают результат своим клубам, тренеры и руководство о них помнит, но как только с ними что-то случится – они никому не нужны. Отчим Паши очень тяжело перенес его смерть, первые дни мы его еле удерживали, у него было огромное желание прилететь в Орск. Он хотел посмотреть в глаза врачам, тренерам и генеральному директору «Южного Урала» и заставить их самих бегать кросс в такую же погоду, которая стояла в тот день, - рассказала Orenday Людмила Степаненко.

А это переписка Павла с представителем клуба, в которой хоккеисту говорят, что если медкомиссию он пройдет сам – то ему её не оплатят, а также в клубе не выдают кроссовки, несмотря на то, что экипировка Крутия ехала из Казахстана (там раньше играл спортсмен) с серьезным опозданием. Но, зато ему сняли квартиру, где уже жил еще один хоккеист, и именно из неё, по словам матери спортсмена, забирали личные вещи Павла, в которых были найдены лекарственные препараты и жевательный табак (и не факт, что всё это принадлежало ему).

Расследование ВХЛ и возбуждение уголовного дела

Как мы уже сообщали, на основании заявления Высшей хоккейной лиги Дисциплинарный комитет Федерации хоккея России возбудил дело, по итогам которого бывшего генерального директора «Южного Урала» Олега Пивунова оштрафовали на 500 000 рублей и запретили ему заниматься связанной с хоккеем деятельностью сроком на один год условно. Условное отстранение на аналогичный срок коснулось и главного тренера «Южного Урала» Евгения Зиновьева, а к врачу Дмитрию Лебедеву была применена санкция в виде запрета на выполнение лицом конкретной функции - врача хоккейного клуба, сроком на один год.

В том же октябре 2020-го года СУ СК РФ по Оренбургской области подтвердило факт возбуждения уголовного дела по статье «Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей». Ведомство сообщало о том, что будут детально установлены все обстоятельства смерти спортсмена, дана процессуальная оценка действиям всех должностных лиц, исполнение профессиональных обязанностей которых имело отношение к гибели хоккеиста. Также глава СК РФ Александр Бастрыкин поручал «в кратчайшие сроки завершить расследование». Оказалось, что высокопоставленный силовик порядка двух часов во время личного приема общался с матерью Павла – Людмилой Степаненко. Он даже говорил ей о том, что дела из Оренбургской области появляются у него «на карандаше» очень часто (то ли еще будет - в 2023 году их в два раза больше, чем за два года до этого вместе взятых).

Казалось бы, если Бастрыкин взял на контроль, то необходимо расследовать быстро. Но, нет, видимо, нашему региону до этого нет никакого дела – в январе 2022 года Людмила Степаненко рассказывала нам, что до сих пор не знает, как продвигается расследование, и не имела никаких фактов или результатов экспертиз. Дело дошло даже до того, что мать не может войти в личный кабинет сына через его логин и пароль на профильном сайте, где могла бы узнать, когда он в последний раз проходил медкомиссию и её результаты. Отметим, что закончившие карьеру хоккеисты и близкие еще одного скончавшегося спортсмена в их личные профили спокойно заходят. Почему так произошло с профилем Крутия, не видите ли странностей?

Также, спустя время стало известно о том, что представитель клуба «Южный Урал» (напомним, его бывший генеральный директор Пивунов даже не соизволил лично сообщить женщине о смерти сына) еще в 2020 году через знакомых Павла просил Людмилу оставить отзыв о том, как клуб помог с организацией похорон. Она считает это полнейшим кощунством. Женщину долгое время ограждали от такой информации, берегли её эмоции, но теперь она знает об этом факте, рассказала нам, и в полном шоке… Кстати, Пивунов ей всё-таки звонил через некоторое время после смерти сына, но его реакция показалась Степаненко настолько неискренней, что она попросила экс-генменеджера больше никогда не набирать её номер…

Следователи игнорируют указания Александра Бастрыкина?

24 января 2022 года, после нашей публикации, Александр Бастрыкин поручил передать уголовное дело в Главное следственное управление России и предоставить подробный доклад.

Прошел еще почти год. В конце декабря 2022 года Orenday сделал запрос в силовое ведомство, и оказалось, что следствие, несмотря на два (!) указания главы СК РФ завершить расследование в кратчайшие сроки, всё еще не подошло к логическому концу. Что было дальше? Правильно: Александр Бастрыкин в третий (!) раз поручил Вячеславу Зудерману предоставить доклад о результатах расследования, и исполнение поручения поставил на контроль в центральном аппарате ведомства.

Прошел еще год. С момента смерти Павла Крутия прошло больше трёх лет. Глава СК РФ трижды брал дело на контроль. Но пресс-релизов о завершении расследования уголовного дела за год в медиапространстве не появлялось. А почему? Ответ вы можете предугадать сами, всё просто: несмотря на внимание главного следователя страны, уголовное дело по-прежнему находится в производстве первого отдела по расследования особо важных дел (о преступлениях против личности и общественной безопасности) СУ СК РФ по Оренбургской области.

В настоящее время по уголовному делу производятся следственные и процессуальные действия, направленные на всестороннее и объективное установление обстоятельств расследуемого события, в том числе, назначена повторная комиссионная комплексная судебно-медицинская экспертиза, - уточнили в ведомстве.

Таким образом, расследование уголовного дела всё еще не завершено. Что это, если не затягивание и волокита? Для чего потребовалась повторная судебно-медицинская экспертиза? Первая была проведена некачественно? Что покажет новая экспертиза, только что назначенная, спустя 3,5 года после смерти хоккеиста? Да и результатов первой экспертизы Людмиле Степаненко никто не сообщал. Как нам рассказала женщина, в 2023 году из следственного комитета ей вообще не звонили ни разу!

Никто из органов МВД и СК РФ со мной не созванивается. За весь 2023 год со мной никто ни разу не выходил на связь. Первое время мне звонили и успокаивали, что всё хорошо, расследование ведется, потом сменился следователь, потом еще раз – и на этом всё – про меня забыли. Самое обидное, что во время личного разговора с Александром Бастрыкиным, он сказал мне, что переживать не стоит, я являюсь потерпевшей стороной, дело на личном контроле, следствие ведется. И на этом – всё… Я считаю, что следствие безбожно затянуто, а моего вопроса о нарушении регламента ВХЛ в части прохождения предсезонной углубленной медицинской комиссии (а я убеждена, что нарушение было) никто не видит, - говорит Людмила Степаненко.

Людмила Степаненко и её муж за годы волокиты сильно подорвали здоровье, но им просто необходимо жить дальше – у них есть еще дети. Единственное, чего сейчас желает мать Павла – это справедливого разрешения уголовного дела.

ДОПОЛНЕНИЕ:

26 декабря после этой публикации Orenday Александр Бастрыкин поручил руководителю СУ СК России по Оренбургской области Вячеславу Зудерману доложить о промежуточных результатах расследования уголовного дела, а также и.о. директора Судебно-экспертного центра СК России Александру Соболеву - о сроках проведения экспертизы


№ 117728