В аэропорту «Оренбург» утаивают судьбу чешских самолетов L-410

15:20 Комментарии Эксклюзив
Реклама на сайте
Как известно, в арсенале бывшей авиакомпании «Оренбуржье» были восемь самолетов L-410, которые выполняли региональные и межрегиональные авиаперевозки, но нынешний собственник аэропорта ныне их уже не использует и даже пытался в прошлом году продать. Теперь же их судьба, как и вертолетов Ка-226, теряется.
Фото/Видео: региональная авиакомпания "Оренбуржье"

В период с 2012 по 2016 годы региональная авиакомпания приобрела в лизинг легкие двухмоторные малые региональные турбовинтовые самолеты чешского производства, способные приземляться даже на грунтовые поверхности. Из-за малой вместимости - до 17 пассажиров - их прозвали в народе «летающими газельками». Использовать самолеты L-410 планировали в том числе для нужд санавиации, тем более их вылет обходился дешевле, чем, скажем, вертолета Ми-8.

В свое время авиакомпания «Оренбуржье» считалась крупнейшим эксплуатантом L-410 не только в России, но и в мире, потому что подобными воздушными судами мало кто пользовался, так как они способны преодолевать расстояния лишь до 1200 километров. В этом, скорее всего, как и с пропавшими бесследно вертолетами «Ка-226», заслуга ПО «Стрела».

Когда в Чехии покупали эти самолеты, речь шла о том, что оренбургское предприятие будет проводить техобслуживание и, возможно, сборку L-410. В свое время даже сообщалось, что на объединении ведутся работы по модернизации данного типа самолета (переработка конструкторской документации в электронный вид, изготовление лыж). Но дальше дело не пошло.

А покупка была не из дешевых, например, лизинг каждого из последних купленных самолетов составлял почти 684 миллиона рублей, тогда как стоимость покупки одного такого судна была как минимум в пару раз дешевле. Переговоры о их поставке для нужд Оренбургской области в 2012 году вел экс-губернатор региона Юрий Берг с гендиректором «УГМК-Холдинг», который владел контрольным пакетом акций чешской авиастроительной компании Aircraft Industries, Андреем Козицыным. До этого в России было лишь 22 таких воздушных судна.

Весной 2022 года Aircraft Industries продали чешской компании Omnipol, «УГМК» больше отношения к ней не имеет, и поставки L-410 в Россию полностью прекратились. Введенные санкции сделали невозможным даже заказать запчасти на них.

В свое время государственная транспортная лизинговая компания подавали иски о взыскании задолженности по договорам лизинга за данные самолёты с региональной авиакомпании, которая за них не расплатилась полностью. В настоящее время новый собственник - ООО «АБС Оренбург», к которому при покупке международного аэропорта «Оренбург» в сентябре 2021 года перешли и 8 самолетов L-410, погасил всю задолженность по лизинговым и иным платежам за эти самолеты перед ГТЛК общим объемом в 1,3 миллиарда рублей. Напомним, что сам международный аэропорт «Оренбург», в состав которого входит и орская воздушная гавань, новый собственник в 2021 году купил за 3,2 миллиарда рублей.

А в ноябре 2022 года появились сообщения, что на продажу выставлены 8 дефицитных чешских самолетов, предназначавшихся для региональных перевозок. Только вот покупателей на них, видимо, не нашлось. Тогда сообщалось, что судна еще предстоит довести до состояния лётной годности, так как большая их часть уже несколько лет не поднималась в небо. Чешские «крылья», ранее летавшие, например, из Оренбурга в Орск или Казань, пытались распродать за сумму от 140 до 400 миллионов за самолёт. Был интерес в покупке некоторых комплектующих крылатых машин, но собственники оренбургского аэропорта на подобное предложение не согласились.

В АО «Международный аэропорт «Оренбург» на наши расспросы относительно продажи и судьбы чешских самолетов от конкретного ответа ушли, сообщив лишь, что авиарейсы в настоящее время на данных самолетах из Оренбурга не выполняются.

Сертификат эксплуатанта авиакомпании «Оренбуржье» аннулирован. Все регламентные работы по техническому обслуживанию данных воздушных судов проводятся, - пояснил исполнительный директор АО «Аэропорт «Оренбург» Андрей Крицкий.

А в правительстве региона и вовсе ответили, что после реорганизации в 2020 году ГУП «Международный аэропорт «Оренбург» в АО тема самолетов их мало касается, так как все движимое и недвижимое имущество было передано новому собственнику, которым он вправе распоряжаться, как пожелает нужным. Вот, собственно, и весь сказ…

Между тем, были пассажиры, которым этот самолет весьма приглянулся - полет в нем они сравнили с настоящим приключением. На просторах Интернета мы нашли весьма интересный отзыв одной из пассажирок, которая на данном самолете летела из Казани в 2019 году:

Самолёт очень необычный, редко встретишь такие в авиакомпаниях. L-410 очень миниатюрный, выглядит непривычно и забавно. Подниматься нужно по двум ступенькам, это даже трапом не назовёшь. Самолёт очень симпатичный, такая малявочка, просто прелесть! Как я поняла, «элечка» летает, в основном (или только), днём. Бортпроводников нет в таких самолётах. Однако, небольшой сервис на борту всё же есть: в кармашках впереди стоящих кресел стоит бутылочка негазированной воды и гигиенический пакет.

Над каждым пассажиром есть «крутилка» для регуляции потока свежего воздуха. Высота полёта - 3000 с чем-то метров. 2 пилота сидят за шторками. Это очень интересно! Такое впечатление, что ты причастен именно к управлению самолётом, так всё близко, слышны даже разговоры пилотов. Тут как-то всё по-семейному, по-душевному, летишь низко, всё отчётливо видно.

Багаж ставится в отсек в хвостовой части, мы его в аэропорту сдавали на ленту, а вот из самолёта нам его отдавали прям сразу на поле. В принципе, это удобно. Багаж на человека разрешен лишь 10 кило. И здесь дело не в доплате, такому самолёту очень важно не допустить перегруз. Я сидела у окна, видела винт. Очень интересно наблюдать при взлёте - винт сначала крутится медленно, а потом очень быстро, и даже не видно его движения (на больших самолётах такого не увидишь). В салоне даже указано, что нужно быть аккуратным при выходе через передний аварийный выход - «зона вращения винта».

Я действительно восприняла такой полёт, как приключение! Очень рада, что испытала на себе! Сам полёт мне понравился - всё спокойно и гладко. Пилоты просто супер! Посадка мягкая, в полёте не трясло. Вспоминаю полёт с теплотой и удовольствием.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ : Посмотреть еще

№ 110431